22 июня 2020

Терапия искусством


Автор: Вестфалл Маргарита

Краски, песок, вода, глина, мелки, метафорические карты – инструменты для работы арт-терапевта, человека, который помогает выразить невыразимое и примириться с тем, что пугает.

Психолог фонда Галия Салахетдинова

Галия Салахетдинова – психолог фонда, она работает с приемными семьями и 16 лет ведет частную практику. Галия рассказала о том, как проходит арт-терапия, какие техники и для чего использует арт-терапевт и почему для работы с детьми, пережившими потерю родителей, такие занятия – это незаменимый, а порой единственный способ начать счастливую жизнь.

В семейном консультировании очень помогают метафорические карты. Это большие колоды карт, чуть больше по размеру, чем обычные игральные. На каждой карте изображены разные персонажи, образы, пейзажи, сказочные герои, выполненные в разных техниках и цветах. Первая задача терапевта – постараться понять, какое место занимает в семье ребенок. Для детей, которые жили в детском доме и пришли в приемную семью, найти свое место в новой системе – первоочередная задача, только после этого можно говорить о безопасности и построении привязанности.

Как понять, что ребенок живет с ощущением, что у него нет места в семье? «Я прошу ребенка разложить карты, так, чтобы показать какой он видит свою семью. Ребенок старательно подбирает образ отца, матери, братьев и сестер, но забывает положить картинку, символизирующую себя. Описывает кого как чувствует, как видит. И именно в этот момент приемные родители видят, что ребенок не внутри семьи, он смотрит со стороны. С вопроса "почему ты не добавил карточку я?" начинается важный разговор», – рассказывает Галия.

«Перед началом работы я всегда озвучивают правила взаимодействия в кабинете психолога: о своем недовольстве и несогласии говорить после того, как другой человек высказался. Главное – слушать и анализировать в голове».

Иногда хватает нескольких сессий в кабинете психолога, взгляда со стороны на свою семью, чтобы понять, в чем проблема. «Ко мне обратилась семья, которая взяла мальчика-подростка и он совершенно их не слушался. После знакомства я попросила маму выложить из карточек членов их семьи.


Мама выбрала для приемного сына карточку «царь», и мне даже не нужно было ничего говорить.


Они просто смотрели на то, что получилось: он в центре, а они все вокруг него, такие пажи, которые должны ему прислуживать. Конечно, в ситуации, когда все вокруг ребенка ходят на цыпочках, стараются угодить, он не примет новые правила и будет требовать еще больше. Это понимание позволило в корне изменить сложившуюся конфликтную ситуацию».

Арт-терапия работает в области бессознательного, занимается тем, что невозможно контролировать. Ребенок рисует, например, и, не чувствуя угрозы, в отличие от прямых вопросов, намного спокойнее передает информацию о том, что его тревожит.

Еще одна техника, которую использует Галия в своей работе с приемными детьми – «Линия жизни». Это очень глубокая работа, которая выполняется в присутствии родителя. Ребенок выстраивает всю свою жизнь заново, а приемный родитель помогает достраивать, напоминает о фактах, которые ребенок мог забыть или не знал. Берется лист бумаги и рисуется линия, где начало – это рождение ребенка, а конец – сегодняшний день. Перед началом работы психолог рассказывает, что в жизни каждого человека есть кризисы, такие события от которых плохо. И они как провалы вниз, моменты, когда линия жизни прерывается и герой падает. Их можно вылепить пластилином, можно сделать другой краской, здесь нет определенных правил. Главное, чтобы родитель вместе с психологом помогали ребенку из кризиса выбираться. «Одна мама очень здорово придумала: когда дочка изобразила пропасть, в которую упала с линии жизни, попав в детский дом, мама из проволоки сделала лесенку и прикрепила ее к нарисованному девочкой обрыву, сказав, что она всегда поможет ей выбраться».


Если ты чувствуешь гнев к прошлому, то у тебя будут проблемы в будущем.


Психологи нашего Консультационного центра очень много работают с агрессией к биологическим родителям. «Дети злятся, обижаются, ненавидят предавших их взрослых. И это не дает им строить новые отношения в приемной семье. Я занималась с девочкой, родители которой очень жестоко с ней обращались, она много боли испытала от них и никак не могла от этого гнева избавиться, он ей мешал. Я предложила из множества фигурок-куколок выбрать две, которые бы стали символизировать ее биологических родителей. Такой перенос образа сработал и отношение девочки изменилось. Родители перестали быть пугающими фигурами из прошлого, они стали фигурками, которые не могут причинить вред».

Дети из детских домов очень отличаются от детей семейных. Просто попав в семью, они не могут измениться и сразу вести себя так же. Одна из самых ярких черт – амбивалентность чувств. Это значит, что они то плачут, то смеются. То гневаются, то радуются. И золотой середины, спокойствия, почти никогда нет. Все по максимуму. Они имеют поведенческие проблемы, грубят, огрызаются, или наоборот настолько тихие, что невозможно и слова вытянуть. В школе его бьют, дома он бьет.


Ребенок постоянно в своем негативном поведении возвращается в тот возраст, когда произошла самая тяжелая травма, приемным родителям нужно об этом помнить и говорить с ребенком, исходя из этого.


У детей из детских домов нарушены границы, скорее даже, их нет вообще. Они их не чувствуют и именно поэтому нарушают чужие. Например, ребенок до изъятия жил в семье, где не было никакой иерархии, ролей. Если к телу ребенка относились пренебрежительно, делали больно, то у него выработалась бесчувственность, иначе – как пережить? А если никто не считался с внутренними границами? Кто считался с тем, что ребенок думал, чувствовал, хотел? Никто. И внутренние границы тоже пропадают. Именно поэтому дети, о которых не заботились, дети, которых обижали, не видят чужих границ и нарушают их. И фразы приемных родителей о том, что «он бесцеремонно ведет себя, он делает больно, он не уважает» правдивы, но кроется за ними причина не та же самая, что у детей, которые росли в любящей и принимающей семье. Поэтому подросток из детского дома, который врывается в комнату без стука, нуждается в том, чтобы ему объяснили, что такое личная территория и показали ему на примере, а еще повторяли и напоминали, пока это не станет для него такой же нормой, как для других.

Работа специалистов консультационного центра очень важна. Количество детей, которые возвращаются в детские дома из приемных семей, очень велико. И происходит это не потому, что плох ребенок или плохи родители, это происходит потому, что боль, которую испытал маленький человек, над которым издевались взрослые, вылечить только любовью нельзя. Нужны специалисты, которые понимают, как помочь. Мы просим вас поддержать работу наших психологов, оформив благотворительное пожертвование. Оно позволит нам и дальше проводить консультации для приемных семей бесплатно. Жизнь ребенка в семье не должна зависеть от возможности оплатить консультацию. Без этой сложной работы многие дети не научились бы снова улыбаться.

Выберите способ перевода

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору