10 мая 2023
Автор: София Горовая

«Я вижу тебя: ты уникальный и классный!»


Татьяна и Даша — одна из первых наставнических пар в Карелии. Девушки впервые встретились в декабре 2022 года и за несколько месяцев стали близкими подругами. Татьяна уверена: наставничество — это не только способ поддержать подростка из детского дома, но и возможность найти настоящего друга, открыть новое в себе и стать лучше.

«Я всегда была социально ориентированным человеком. С детства видела, как моя мама помогала другим людям, была открыта к ним — думаю, это сформировало и мое желание заниматься благотворительностью, волонтерством. Например, мне запомнилась такая история: мама работала медсестрой в детском доме и там подружилась с девочкой — ее звали Катя. Мама ее во всем поддерживала, и сейчас прошло уже десять лет, а они по-прежнему на связи, созваниваются, Катя просит у моей мамы совета и называет ее своей второй мамой. 

Окончательно я определилась с тем, как именно хочу помогать, когда стала журналисткой: по работе я встречалась с разными людьми, в том числе с ребятами из детских домов. Тогда я еще раз убедилась, что им нужна поддержка значимого взрослого. В то же время увидела чужую журналистскую работу — фильм Елены Погребижской «Мама, я убью тебя». Погрузилась в тему, узнала про фонд «Арифметика добра» и про такую помощь детям из детских домов, как наставничество. В декабре 2021 года я прошла онлайн-обучение на платформе фонда. Летом 2022 года «Карельский Союз защиты детей» начал сотрудничать с «Арифметикой добра», тогда со мной и связались. Я с радостью согласилась стать наставником.

2023-05-10 13.59.55.jpg

Я успешно прошла офлайн-обучение наставников, но мне не подобрали пару. Я волонтерила только на играх «Поколение выбор»: раз в две недели мы собирались с ребятами из детского дома, проводили с ними игры на развитие гибких навыков, изучали и обсуждали разные профессии, пили чай, общались. Именно там кураторы «Наставников» увидели, какой я человек, и поняли, что я смогу подойти как наставник одной девочке — Даше. И мне предложили познакомиться с ней. 

Честно скажу, вначале я сомневалась. Во-первых, была шокирована, что девочка такая взрослая — ей уже 17 лет, а мне всего 26, у нас не такая большая разница. А во-вторых, у меня в тот момент были непростые жизненные обстоятельства. Я поняла, что хочу сменить сферу деятельности: уволиться с прежней работы и пойти учиться — и думала, как я к подростку такая потерянная пойду? Но тут координатор программы «Наставники» Мария Пячиц меня очень поддержала: сказала, что мои сложности вряд ли сравнятся с Дашиными, и общение со мной ей в любом случае будет очень ценно — неважно, есть у меня работа или нет.

И я смогла преодолеть свой страх и сомнения и согласилась стать наставницей. Сотрудники программы «Наставники» сказали, что выбрали меня для Даши, потому что мы с ней похожи по темпераменту, характеру, и при этом им показалось, что я смогу дать девочке то, чего ей не хватает. Я эмоциональный, открытый, общительный человек, но в то же время во мне есть жесткость и прямолинейность, которые создают опору для меня в отношениях с другими людьми, в принятии решений по жизни. А Даша тоже открытая, добрая, но ей не хватает как раз такой опоры.

Оказалось, что куратор и координатор программы все правильно просчитали: мы с Дашей сразу нашли общий язык. Первая встреча у нас была в декабре 2022 года в центре помощи детям: полчаса мы просто разговаривали, обсуждали, какие у нас планы на рождественские каникулы. Я предложила сходить вместе на мастер-класс по скрапбукингу и попросила Дашу позвонить и записать нас. А она испугалась: сказала, не знает, как это делать, как говорить с чужим человеком. Я ее поддержала, но с характерной мне требовательностью сказала: “Нет, я звонить не буду, звони ты, знаю, что ты сможешь”. И Даша позвонила, записалась на мастер-класс.

На следующей встрече мы сходили на этот-мастер-класс, сделали открытки, а потом пошли пить кофе, болтать, знакомиться. Затем я предложила, чтобы мы обе сделали презентации из своих фотографий за разные годы — и таким образом узнали друг друга лучше. Это был важный момент для нас обеих, мы больше рассказали друг другу о своих хобби, увлечениях, событиях из жизни. Еще раз убедились, что мы похожи и нам комфортно друг с другом.

Каждый месяц мы встречаемся по три-четыре раза: пересекаемся в городе, гуляем, или Даша приезжает ко мне домой. Мы вместе готовим и потом обедаем, играем в настольные игры. Для нас не так важно, что мы делаем, главное — общение и чтобы была возможность вдоволь поговорить. Обсуждаем мы самое разное, все важное для нас. Много говорим об отношениях. Например, Даша сейчас встречается с молодым человеком и ей важно получить совет по каким-то вопросам, узнать мнение человека со стороны — я подсказываю что-то, делюсь своим опытом. Важный момент для нас как для девочек — уход за собой, много обсуждаем его. Недавно Даша приезжала ко мне, я ей рассказывала про уход за кожей, показывала, какие есть средства.

2023-05-10 13.59.48.jpg

Я стараюсь передавать Даше свои знания, жизненный опыт. Например, она всегда говорила мне, что со мной весело — и больше ничего. 


Я не до конца понимала, что она в это вкладывает и почему именно так определяет свои чувства. А потом я догадалась, что Даша просто плохо разбирается в эмоциях, не знает, какие они бывают, и поэтому ей тяжело определить свои чувства. 


Мы стали изучать и обсуждать разные эмоции. Я пыталась объяснить ей, что это важно — знать, какие эмоции существуют, обращать внимание на то, что ты чувствуешь, что ощущаешь в теле. Так научишься правильно выражать свои эмоции, а это поможет в отношениях с другими людьми. Я также объясняю Даше, что некоторые вещи, к которым ты привык и воспринимаешь как норму, вовсе ею не являются. Помогаю ей таким образом осознать свои границы.

Другой важный момент — учеба. Даша сейчас оканчивает девятый класс, и ей надо сдать ОГЭ. Она не знает, чем хочет заниматься дальше, боится, что не поступит в учебное заведение. Мы обсуждали с ней разные варианты, проговаривали, как важно для нее окончить школу. Я настояла, чтобы Даша занималась с репетитором, нашла ей вместе с кураторами программы «Наставники» подходящего педагога. Я рада, что теперь она занимается дополнительно, у нее появилось желание учиться. 

Обсуждаем мы и будущую профессию Даши. Я обращаю внимание на ее таланты, делаю Даше комплименты, чтобы она почувствовала себя увереннее, поняла, что сможет добиться успеха. Например, Даша любит рисовать, и ей нравится краситься, пробовать разные текстуры и цвета, делать маникюр — у нее ногти всегда выглядят, как будто их сделали в салоне. Мне кажется, Даша может реализоваться в индустрии красоты. Я иногда спрашиваю ее, хочет ли она развиваться в этом направлении, чтобы Даша задумалась об этом.

Для меня важно, чтобы у нас сложились отношения, и на их примере Даша смогла построить отношения с другими людьми. Я хочу всегда поддерживать Дашу и тем самым помогать ей обрести опору, уверенность в себе. Считаю, уже сейчас заметны позитивные изменения в Даше, она получает важный для себя опыт. И даже если через какое-то время мы прекратим общение, он все равно останется с ней. Для меня этот опыт тоже очень важен: круто помочь другому, построить с кем-то хорошие отношения. Общаясь с Дашей, я будто вижу себя в подростковом возрасте, понимаю, как я изменилась, какой путь прошла и как я могу помочь Даше на ее пути. 

Друзьям и родным я рассказываю о наставничестве. Говорю, как это важно и как здорово, что теперь у нас в регионе есть такая программа и каждый может сделать небольшой, но важный вклад в хорошее дело — помочь подростку из детского дома. Ведь ребенку, взрослеющему в учреждении, не с кем поговорить, некому рассказать, как у него прошел день, как дела — это нелегко и очень грустно. 

2023-05-10 11.01.58.jpg


Делюсь, что наставничество — вовсе не тяжкая обязанность, а интересное времяпрепровождение с подростком. Ты заряжаешься энергией, вдохновляешься после встреч с подопечным. 


И вообще ты приобретаешь нового друга, товарища, а это же здорово, когда появляется такой человек в твоей жизни. Недавно две подруги вдохновились моими рассказами, тоже прошли обучение и стали наставницами.

Я бы советовала всем, у кого есть возможность выделить хотя бы шесть часов в месяц на наставничество, попробовать себя в этом. У многих есть страх ответственности, беспокойство, что ты не будешь знать, чем заниматься с ребенком. Но все эти опасения скоро развеиваются: ты обычно не думаешь о том, что вы будете делать на встрече, вы можете просто пересечься и пообщаться — все равно не заскучаете. Главное — действительно хотеть поддержать подростка, и если такое желание есть, все получится. 


А со всеми возникающими сложностями вам помогут справиться кураторы, психологи — наставника никогда не оставят один на один с проблемой. 


Такой человек, как наставник, очень нужен подростку из детского дома: он объясняет ему важные вещи о человеческих отношениях, помогает определиться с профессией, показывая, какой у него есть выбор, поддерживая на этом пути. А главное — наставник помогает подростку принять себя, показывает его ценность. Ребятам из детских домов часто не хватает именно такого индивидуального подхода, ощущения, что их замечают, понимают. Например, наставник может сказать: если ты старательный, много сидишь за учебниками — это круто. Или наоборот: если ты неусидчивый и все лучше схватываешь на практике — это тоже здорово. Я вижу тебя: ты — уникальный и классный!»

Поддержите программу «Наставники» благотворительным пожертвованием, чтобы она продолжила свою работу и еще больше детей из разных регионов России нашли своего друга — наставника.


Выберите способ перевода

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору