29 октября 2025

«Пока мама лечится...»: дневник семьи кризисного размещения

«Пока мама лечится...»: дневник семьи кризисного размещения

Иногда разлука ребёнка с семьёй неизбежна, например, когда маме требуется лечение. Если рядом нет других родственников, готовых позаботиться о ребёнке, он может оказаться в приюте. Но существует альтернатива учреждению — проект «Семьи кризисного размещения». Фонд «Арифметика добра» находит, обучает и сопровождает временных опекунов. Благодаря этому дети вместо учреждений попадают в тёплую атмосферу заботливого дома.

Так произошло и в нашей истории — Гоша и Лена отправились к временным опекунам, пока их кровная мама проходила лечение в больнице. Сначала ребятам было непросто — непривычный дом и семейный уклад, разлука с близким. Но тёплое и принимающее отношение временной семьи и поддержка специалистов фонда помогли им адаптироваться. Мама из семьи кризисного размещения, принявшей детей, решила вести дневник. Вот её искренний рассказ о том, какой путь она и её близкие прошли, открыв двери своего дома и сердца для детей, которым нужна поддержка.

Поддержать проект «Семьи кризисного размещения»

23 июля. Вечер среды  

Свершилось. Мне позвонили из «Арифметики добра» и сказали, что есть дети для размещения в нашей семье, спросили, согласны ли мы. Братик и сестричка. Малыши, в школу ещё не ходят. Их мама должна лечь в больницу, а детей не с кем оставить. Мама — выпускница детского дома и хочет, чтобы дети пожили в семье, пока она проходит лечение.  

Боже, как волнительно. Я ждала этого с самой весны, когда мы прошли обучение в фонде. Какие они, эти детки? Ладно… познакомимся и всё примем. Надо ложиться спать.

25 июля. Пятница  

Сегодня видели детей. Мы приехали всей семьёй знакомиться в семейный центр. Наши дети волновались сильнее нас, кажется. Им одновременно интересно и страшно. Кучу вопросов задавали. Я им сказала: «Вы с нами навсегда, а эти дети на время, пока их мама лечится». Вроде успокоились. Муж невозмутимый, как обычно.  

Малыши оказались такие забавные. Гоша засмущался, сидел рядом с мамой, а Леночка такая активная, болтушка, засыпала всех вопросами. Дети хоть и маленькие, но переживают, понимают, что с мамой на время расстанутся.  

Мама детей — Оля — такая молоденькая, а уже столько трудностей перенесла: муж бросил, а тут ещё операция. Мы с ней обсудили, что детям может понадобиться. Я ей старалась дать чувство, что она может на нас положиться и спокойно делать свою операцию. Мы, конечно, позаботимся обо всём.

Ночь  

Не могу заснуть. Думаю, как всё будет. Кроватки ждут, постельное готово. У них, конечно, будут вещи с собой, но впереди осень, понадобится тёплая одежда. Надо у соседки взять детские кресла. Ладно… муж проснулся, бурчит, чтобы я спать ложилась.


29 июля. Вечер вторника  

Всё так закрутилось. Я так устала, еле донесла ноги до постели. Сначала мы поехали в опеку, там забрали разрешение на временное опекунство. Потом в семейный центр, где нас уже ждали специалисты из фонда, соцработники и Оля с Гошенькой и Леночкой. Дети будут у нас три месяца. В машине все перенервничали и заснули.  

За ужином Лена закатила истерику. Что-то ей не то дали. Только картошку съела. Гоша тихо наелся конфет и отправился спать.  

С «Арифметикой добра» завели чат, буду туда писать вопросы и фотоотчёты отправлять для мамы.

«Пока мама лечится...»: дневник семьи кризисного размещения


30 июля. Среда  

У нас всё хорошо. Проснулись, Лена поела пюре с колбасой, выпили дети по йогурту и убежали гулять. У нас есть велосипеды.  

Лена — это что-то! Каждые 10 минут как заклинание проговариваю, что слово взрослого — закон. Ничего нового. За неделю, думаю, она уже послушнее будет.  

Так. Надо детей на видео снять, пока играют. Пойду снимать.

День

Лена, кстати, уже иногда спрашивает разрешение. Ей главное спокойно объяснить правило, и она всё слышит. Я даже ни разу не прикрикнула.  

Вечер  

Пошла в ванную мыть Лену. Только подошла к душевой, она в панике закричала. Боится воды. Миша тоже не любит воду. Ладно, помоем им ножки сегодня. 

Как я благодарна за своих детей! К вечеру уже отгоняла их от малышей. Вцепились в них, как в живых кукол.

31 июля. Четверг  

С почином нас. Гоша упал и разбил губу. Конечно, крови и крику было много. Пока мыла его, он рассказал, как это произошло. Перепугались все. Думала, что придётся швы накладывать. Но отмыла и вздохнула — не смертельно.  За ужином Гоша съел всё, йогуртом «шлифанул». Леночку укладываю, Гошу пока оставила смотреть мультики. Потом уложу Гошу.

1 августа. Пятница  

Куратор проекта сказала везти Гошу к врачу — вдруг швы нужно накладывать. Своих бы я не повезла: там нечего зашивать даже, царапина. Но Гоша временно у нас, поэтому поехала. У доктора нас обсмеяли. Ладно, я действую по правилам.

Вечер  

Мы каждый вечер после молитвы просим друг у друга прощения. Происходит это так: обнимаемся и говорим: «Прости меня, если я чем-то тебя обидела». В ответ: «Бог простит, и я прощаю» (и поцелуй). Когда пишу, звучит суховато, но на самом деле очень трогательно. Вчера неожиданно Гоша подошёл ко мне и попросил прощения — конечно, другими словами, но это было так мило. Потом пошёл к мужу. С остальными детьми нет — думаю, что стеснялся. Потом и Лена повторила за братом — прям ооочень трогательно.  

Дети постоянно вспоминают маму. Просят делать фото и видео. Делаю, отправляю куратору фонда.


«Пока мама лечится...»: дневник семьи кризисного размещения

2 августа. Суббота  

Сегодня Гоша познакомился с «пальмой». Это у нас такое место — кровать с рисунком пальмы на бортике. Когда дети не слушаются, отправляются на эту кровать и там лежат. Часик лежат. Вокруг все остальные играют, а наказанный с кровати наблюдает. Мы, конечно, объясняем, за что он наказан.  

В общем, Гоша тоже отправился на кровать «лечиться» от бития младшей сестры. Долго объясняла, что нельзя бить никого, он извинился. Я его вчера предупреждала, что если он вдруг опять ударит Лену или ещё кого, то будет лежать «лечиться» на «пальме». Не ожидал он, конечно, что так и будет. Ну, ничего страшного. С почином нас.

Вечер  

У нас адаптация. Все на стрессе. На тренинге нас предупреждали, но я не думала, что будет такой сильный стресс. Готовились же. Саша с Вовой наши откат дали. Совершенно не слышат, что им говоришь, игнорируют. Юля с Машей гипертрофированно вцепились в детей. У мужа рушится привычный уклад, меня все бесят. Я внешне спокойна, как штиль. Все смотрят на меня, и как только я хоть малюсенькую нервишку выдам, остальные — в десять раз больше. Задаю тон. Но реально понимаю, что пришла она — адаптация к новому ритму.  

Сделала старшей дочери маникюр. Успокаивает. И дала ей личное время.


«Пока мама лечится...»: дневник семьи кризисного размещения

3 августа. Воскресенье  

Утро  

Все спят. Навожу порядок на кухне. Лена помогает. Что-то вчера приготовила, вся кухня завалена едой.  

Сегодня старшие дети с мужем собрались на службу в храм. Я останусь с Вовкой и малышней. Пусть сходят, «позвездят». Их там очень любят, вкусного надают. Они приходят очень довольные.  Провела беседу с Вовой.  Выяснила, что ревнует. Договорились, что делать, когда накрывает — к маме или папе идти и обниматься. Воспрял духом.  

Сколько в их головушках происходит! Лена тоже подошла и говорит: «Целуй меня». Периодически спрашивает: «Ты кто?» Я ей объясняю: «Я тётя Наташа». А она через пару часов снова: «Ты кто?» Почтальон Печкин я!  

Психолог из «Арифметики добра» объяснила, что Лена спрашивает, кто я, потому что в силу возраста до конца не понимает, что происходит. Посоветовала повторять, что сейчас происходит, кто она и кто я, сколько времени так будет продолжаться.  

Гоша проверил все видео, сказал, что надо маме отправить. И позвонить. Я сказала, что у меня нет телефона; как только маме будет полегче, она обязательно позвонит. Скучает. На следующей неделе будет созвон с мамой.  

Лена тоже скучает, но легче переносит. Она атаманша. Но слышащая. Нытья, кстати, уже почти нет. Из последнего — просила торт; положили малипусенький — она начала ныть. Я спокойно сказала, что за столом не ноют; если сейчас не прекратит, выйдет из кухни до обеда. Она уже знает, что если я сказала — точно так сделаю. В итоге сразу успокоилась, доела торт и ещё что-то схватила.  

Лена провоцирует Гошу, если он не реагирует: припадает на колено или же хватается за вроде как ушибленное место и начинает ныть, что Гоша ударил. Вчера после «пальмы» и сегодня ни разу не ударил. Лена 15 минут сидела на «пальме». Естественно, со мной.  

Интересно, конечно, наблюдать за ними.


«Пока мама лечится...»: дневник семьи кризисного размещения

4 августа. Понедельник  

Дети спокойно моются, полюбили сидеть в ванне, с пеной играть. Правда, до головы не дошли. Пока просто плаваем. Даже ногти дали постричь. Гоша сообщил мне, что больше не будет бояться.

5 августа. Вторник  

Не пишу, так как нечего писать. Эмоции улеглись. Всё обычно, без всплесков. Сидим в квартире, на улице дождь, я работаю. Короче говоря, обычная жизнь. Да, сказки читаем, раскраски раскрашиваем.

6 августа. Четверг  

Прошла неделя и два дня, как Гоша с Леной у нас. Сегодня приехали психологи из проекта «Семьи кризисного размещения». Будут организовывать созвон детей с мамой. Оля выписалась из больницы, операция прошла удачно, и теперь ей предстоит длительная реабилитация.  

Дети успокоились. Кажется, влились в семью. У нас всё хорошо.


Временные семьи дают ребёнку не просто крышу над головой, а безопасность, терпение, заботу, помогают сохранить связь с кровной семьей. Помощь надежных опекунов — ключ к воссоединению детей и их родителей. Поддержите проект «Семьи кризисного размещения», чтобы как можно больше детей не попали в приют и избежали травмирующего опыта временного сиротства!


Выберите способ перевода

Последние публикации

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору