1 марта 2021

Какой ребенок мне подходит?


Автор: Ольга Темчук, психолог фонда “Арифметика добра”

Этот вопрос часто задают перед тем, как пройти курс ШПР, и в самом конце курса, на заключительном собеседовании. Почему-то у слушателей есть такая фантазия, что тренера или ведущие ШПР знают это лучше, чем сами слушатели. Иногда со стороны действительно виднее, но только иногда. В этом случае я даю рекомендации, учитывая все риски и ресурсы семьи. На самом деле, я бы переформулировала этот вопрос и спросила бы так:


Какого ребенка я готов/могу принять в свою семью?


Это один из вопросов, которые я задаю на первичном собеседовании перед прохождением курса ШПР, чаще всего ответ – любого. Здесь надо быть честным с самим собой: действительно ли любого ребенка вы готовы и можете взять? Если кандидат затрудняется ответить на этот вопрос, то я задаю следующий:


Какого ребенка точно не возьмете?


И здесь начинается самое интересное: большинство слушателей знают, кого точно не возьмут и совсем немногие могут ответить на первый вопрос. А ведь это вопрос скорее даже не про ребенка, а про свои собственные риски и ресурсы. Про знание себя и умение понимать свои силы. Это вопрос мотивации: почему для меня важно принять ребенка в семью; зачем на данном этапе моей жизни, в этом возрасте, в этих условиях я беру приемного ребенка?

Это те вопросы, которые следует задать себе до того, как вы возьмете ребенка. Главное – честно себе на них ответить. Наверняка многие знают выражение «чужих детей не бывает», но немногие знают его продолжение: «Чужих детей не бывает, но не каждый ребенок может стать своим». Это действительно так. На это влияет множество нюансов, от запаха ребенка, его походки, манеры двигаться, до способности получать знания и еще много чего.

Только представьте, что вам может что-то не нравиться: запах, постоянно текущие слюни или сопли, возможно, плаксивость или, наоборот, чрезмерная смешливость, гиперактивность в настоящем ее проявлении – не просто очень активный ребёнок, а именно диагноз СДВГ – и это вызывает раздражение. Например, если вы брезгливы и постоянно текущие сопли вас раздражают, сможете ли вы справляться с этим раздражением 24/7? Тогда это является риском для вас, так как жить с постоянным раздражением невозможно. А может быть в ребенке есть что-то, что вам безумно нравится: запах, плаксивость, чрезмерная смешливость, и это «что-то» перекрывает то, что не нравится. Например, вы сами по себе чрезмерно активны и можете делать 1000 дел сразу, и активный ребенок для вас – это подарок судьбы. И тогда это является ресурсом, который помогает справится с раздражением: ведь когда сплавляешься на байдарках или ходишь в походы, фокус внимания смещается с текущих соплей на преодоление трудностей.

Для того, чтобы оценить свои ресурсы и риски, важно ответить на вопросы:


Какой я сам? Какие у меня есть сильные и слабые стороны характера?


Например, вы любите контролировать все в своей жизни, тогда попробуйте рассмотреть для себя ребенка, который получает медикаментозную поддержку и надо все время контролировать прием лекарств, режим дня и сроки санаторно-курортного лечения. Направьте свою особенность в мирное русло, дайте передохнуть своим родным от вашего контроля и позвольте им почувствовать некоторую свободу.

Готовы ли вы принять ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата? Например, вы физически выносливый человек и обладаете хорошими коммуникативными способностями для того, чтобы договориться с госструктурами об оборудовании придомовой территории для ребенка с таким типом нарушения, у вас есть время не только для того, чтобы находится рядом с ребенком, но и для походов по всяким инстанциям, чтобы оформить необходимые бумажки.

Насколько вам важно интеллектуальное развитие ребенка – возможность учиться в общеобразовательной школе, успешно окончить школу и поступить в институт? Можете ли вы рассмотреть для себя такую ситуацию, когда ребенок не усваивает общую образовательную программу? Если о такой ситуации вы не можете даже подумать, то лучше не стоит брать ребенка со сниженным интеллектом.

Можете ли вы принять ребенка с психиатрическим диагнозом? Если вы эмоционально устойчивы, готовы сотрудничать с психиатром, неврологом, психологом, готовы к постоянной медикаментозной терапии, готовы поддержать ребенка и быть рядом на протяжении всего пути, то можно рассмотреть возможность принятия такого ребенка в свою семью.

Возможно, у вас есть опыт общения со слабослышащими или слабовидящими людьми и этот опыт поможет принять ребенка с нарушением слуха или речи. В этом случае вы уже понимаете, как выстроить среду, в которой ребенку будет легче адаптироваться.

Допустим, ваш кровный ребенок имеет особенности здоровья, с которыми вы уже научились справляться, тогда можете рассмотреть прием ребенка с похожими особенностями. Возможно, у вас есть масса других ресурсов, которые помогут принять ребенка или детей в свою семью с различными сложностями и особенностями.

Помните, что есть диагнозы, которые можно снять совсем после того, как ребенок пришел в семью, есть диагнозы, которые можно скорректировать, а есть диагнозы, которые остаются на всю жизнь. В этом случае задача родителя в том, чтобы научить ребенка жить с этим диагнозом и не чувствовать себя «белой вороной» в социуме, находить сильные стороны его характера, способности, увлечения, которые позволят ему справляться со своими особенностями.

Предположим, что вам повезло и вы нашли ребенка с 1-ой группой здоровья – подростка, которого успели обследовать со всех сторон и не выявили никаких особенностей здоровья – как правило, к подростковому возрасту пропустить какие-то нарушения сложно. Но есть психологические травмы: например, в истории ребенка был опыт жестокого обращения, его не кормили, не одевали. Сейчас он не дает до себя дотрагиваться, ворует еду и складывает под кроватью, не чувствует, когда ему холодно. Или у ребенка сформирован один из типов ненадежной привязанности: когда ребенок все время требует вашего внимания и присутствия; когда он отстраняется и избегает контакта, когда стремится к контакту и одновременно отталкивает вас.

Если вы сами нуждаетесь в общении и вам нравится обниматься, прижиматься и вообще вы очень тактильный человек, то комфортней будет с ребенком, которому необходимы общение, внимание и объятия 24/7. Если вы сами не можете находиться в постоянном эмоциональном контакте и тяготеете к одиночеству, замкнуты или являетесь интровертом, то скорее всего комфортней будет с подростком, который отстраняется или избегает контакта. Главное – помнить, что вы – родитель, и в любом случае должны инициировать контакт с ребенком, который все же ему необходим, несмотря на его тип привязанности.

Хорошо бы задуматься с какими последствиями депривации вы готовы столкнуться и справиться. Например, подросток, которого в детстве лишали еды, скорее всего будет делать из нее запасы и складывать все в укромное местечко, в этом случае ему можно предложить коробочку с непортящимися продуктами: сушками, баранками, хлебцами и т.д. А если в детстве его настолько «закалили», что подросток спокойно может ходить без шапки и шарфа и вообще не понимает, зачем они нужны, готовы ли вы спокойно смотреть на него и принимать его поведение или будете настаивать на своем?

Готовы ли вы встретиться с травмой подростка и с тем, что при стрессе он будет в нее возвращаться? Здесь важно уметь обращаться за помощью к специалистам, выполнять их рекомендации и поддерживать ребенка в состоянии регресса.

Ещё один вопрос, на который необходимо ответить до приема ребенка в семью:


Готова ли моя семья принять ребенка? У супруга такие же представления о приемном родительстве, как у меня, или нет?


Если взгляды на приемное родительство разные, то лучше прийти к компромиссу и прояснить основные моменты перед тем, как ребенок появиться в семье. Возможно, он легко бы справился с ребенком спокойным и не требующим постоянного контакта, а вот с активным, непоседливым и требующим постоянного внимания ему будет жутко тяжело. В этой ситуации очень поможет распределение обязанностей, кто и сколько времени будет проводить с ребенком. Например, папа отводит его в школу и читает книгу перед сном, т.к. только такое количество времени он может качественно провести с активным, непоседливым ребенком, а мама находится рядом все оставшееся время.

Если есть дети, то как они относятся к появлению еще одного члена семьи? Как они видят отношения с приемным ребенком? Будут ли делиться своими игрушками, если будут, то какие они ему отдадут – те, в которые чаще играют, или те, которые стоят в коробке на шкафу? Ответы на эти вопросы вы можете получить только от своих детей. Если дети не готовы делиться игрушками, не стоит настаивать на этом. Скажите, что это нормально, когда ребенок ценит то, что ему принадлежит, и когда приемный ребенок придет в семью, постарайтесь сделать так, чтобы у каждого были свои игрушки.

Не надо стесняться того, что ребенок может вам не подойти, вы ведь тоже можете не подойти ребенку. Тем более, если это подросток, у которого уже есть право на принятие решений. Это взаимный процесс, у ребенка тоже есть свои фантазии, иллюзии и желания, какого он хочет себе родителя. Что родитель должен уметь делать, что разрешать, чем кормить, какие интересы разделять. Не только вы узнаете историю ребенка, но и ребенок узнает вашу историю, и она ему может не понравиться, и он может отказаться идти в вашу семью. Я иногда сравниваю процесс выбора ребенка с процессом выбора партнера: вы ведь не бросаетесь на первого встречного, и не тащите его в ЗАГС через 3 минуты знакомства. Вы встречаетесь, узнаете друг друга, находите или не находите общие интересы и точки соприкосновения, и только потом принимаете совместное решение о вступлении в брак. Так же и здесь: вы принимаете совместное решение о создании семьи.

Важно не забывать, что в каждой семье есть риски и ресурсы (для каждого конкретного ребенка и семьи), которые играют немаловажную роль в принятии решения о приеме ребенка в семью. Отвечая на вопросы из статьи и консультируясь со специалистом, вы сможете составить примерный «портрет» ребенка, которого сможет принять ваша семья.


Для того, чтобы принятие ребенка в семью носило осознанный характер, кандидаты в приемные родители могут вступить в клуб приемных семей фонда уже на этапе подготовки к приемному родительству. Определить, какого ребенка семья может принять, им помогают специалисты консультационного центра.

Эта работа крайне важна: когда потребности и особенности ребенка соответствуют ресурсам семьи, уменьшается риск возврата и вторичного сиротства. Чтобы судьба ребенка не зависела от возможности приемной семьи оплатить консультацию, фонд оказывает эту поддержку приемным семьям бесплатно. Помогите нам оплатить консультации – эта помощь станет неоценимым вкладом в судьбу целой семьи.

Выберите способ перевода

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору