2 сентября 2019

Лера, так можно!


Марина не была волонтером, не работала в некоммерческой организации, не была подписана на тысячу пабликов, посвященных благотворительности. Жила в Москве, работала в сфере маркетинга и не думала о том, что в ее жизни может появиться приемный ребенок.

Случайно Марине в руки попала книга Дианы Машковой, мамы нескольких приемных детей, о том, как складывается судьба детей во время и после жизни в детском доме. И там была одна фраза, после которой жизнь Марины не то чтобы изменилась, в ней просто появился еще один смысл:


«Почему надо усыновлять? Потому, что вы можете».


Вот так просто. Потому что можете. И больше не нужно искать причин.

Для того, чтобы усыновить ребенка нужно для начала пройти обучение в «Школе приемных родителей». Таких школ создано много, но, так как Диана Машкова рекомендовала фонд «Арифметика Добра», Марина обратилась именно туда. На собеседовании, которое проводится со всеми претендентами, ей посоветовали начать со школы наставников. Школа наставников создана для тех, кто пока не знает, готов ли он стать приемным родителем, но готов быть взрослым товарищем, наставником для выпускников детских домов. Есть печальная статистика, что из всех выпускников детских домов только 10% успешно социализируются во взрослой жизни, а около 50% вообще не доживают до 40 лет.

Обучение длится два месяца, через какое-то время Фонд подбирает выпускникам школ подопечных, он же организует процесс встречи и помогает во время дальнейшего общения. С момента окончания обучения прошло более полугода, когда Марине наконец позвонили:


«Есть девочка, готова с тобой встретиться, зовут Лера. Сегодня приехала в Москву, как раз заселяется в общежитие».


Лера приехала из маленького города в Кировской области. Ей было 18 лет и в Москве она была один раз с экскурсией. Детство прошло в детском доме. Леру с ее двумя младшими сестрами забрали от мамы в раннем детстве. Талантливая, умная, без вредных привычек девочка выросла в скромную девушку, которая не испугалась большого города и неизвестности. Она сама выбрала свою судьбу, успешно сдала ЕГЭ и подала документы в Московский Педагогический Университет.

Лера — выпускница еще одной программы «Арифметики Добра» — программы «Шанс». Это дистанционная программа обучения, которая помогает детям-сиротам восполнить пробелы в знаниях и подготовиться к аттестационным экзаменам. Лера не просто успешно прошла программу: «Шанс» помог ей сделать шаг, на который многие дети не решились бы даже при других стартовых позициях – она подала документы и поступила в Московский Педагогический Государственный Университет. Талантливая, умная, без вредных привычек.

«Мы встретились на пороге общежития. Она стояла там совсем одна, глаза большие, испуганные», — вспоминает Марина. «Я очень волновалась, у меня было много страхов. А что если мы друг другу не понравимся? А смогу ли я что-то дать? А стану ли я значимым взрослым в жизни этого человека? Сейчас понимаю, как же мне с Лерой повезло».

«Мне помогло то, что у меня сразу был четкий план, на неделю, на месяц, на год. Надо было познакомить Леру с большим городом, чтобы она освоила метро, разбиралась, что, как и где покупать, знала, как решить простые вопросы: получить заграничный паспорт, сходить в поликлинику, получить полис и так далее. Лера все схватывает на лету».

Сегодня все это Лера делает сама. Она чувствует себя уверенной, всегда знает, у кого попросить совета, умеет определить опасную ситуацию. Несмотря на то, что у Леры гораздо меньше возможностей, чем у других детей, она научилась главному — смелости и самостоятельности. Уже в первый месяц нашла подработку няней, обе сессии сдала почти «на отлично». Успела пройти обучение в «Школе вожатых».

«Задача наставника — не просто «социализировать» ребенка, который большую часть жизни провел в системе. Многие из выпускников детских домов не могут сходить в аптеку, не понимают, как планировать бюджет на месяц, не умеют готовить. Я хочу, чтобы Лера научилась думать шире, выходить за границы своего восприятия, мечтать. То, что она, девочка из сельского интерната, сейчас учится в ВУЗе в Москве — это результат того, что два года назад в «Шансе» ей сказали, что это возможно, и она поверила. Сейчас мы с ней пишем цели, мечты. Побывать за границей, получить права, выиграть грант и обучаться заграницей. Для кого-то это обыденность, но для нее это пока кажется неосуществимой мечтой. Нет ничего невозможного. Лера иногда спрашивает: «А так можно, так бывает»? Конечно бывает. И обязательно будет, если к задаче подойти правильно».


«Я передаю ей свой опыт. Это безумно интересно — быть рядом с ней, ее победы – это мои победы тоже».


Став наставницей Леры, Марина ставила цели и себе. Например, для нее очень важно, чтобы сестры Леры тоже переехали в столицу. Одна из них в этом году тоже поступила в Московский Педагогический, а младшей Марина надеется найти приемную семью с помощью «Арифметики добра». «Я просто автоматически думаю про всю ее семью, они должны быть вместе, это важно. Уже сейчас Лера может свои знания передать девочкам, помогать им. Например, я научила ее пользоваться YouDo, а она научила этому сестру. Это невероятно приятно».

«Одна из проблем, которая есть у наставника и подопечного, связана с тем, что у детей часто нарушен механизм привязанности, им сложно выстраивать глубокие близкие отношения с другими людьми. Учить ребенка на самом деле ничему не нужно, нужно показывать свою жизнь, и он просто повторит то, что делаешь ты. Так исцеляются все нарушенные механизмы. Это кажется со стороны сложным, а внутри все очень просто. Вы делаете то, что делаете всегда – встречаетесь с друзьями, ходите на работу, решаете проблемы, конфликтуете с кем-то. А ваш подопечный рядом видит и у него создается некая библиотека сценариев, как можно думать, реагировать, выбирать. Я ей честно рассказываю и показываю. Я вот так живу, у меня вот такие проблемы и я их вот так решаю. Но с Лерой мне очень повезло, это удивительно светлая, открытая и глубокая девочка. Просто эльф».

Очень важно, какие люди будут рядом с человеком, когда он вступает во взрослую жизнь. Обычно, это бывшие одноклассники, друзья из кружков, отпусков, дети друзей родителей. А откуда взять окружение, если ты выпустился из детского дома, не ходил в кружки и никогда не ездил в отпуск? Наставник – проводник в жизнь. Его можно спросить, что делать, когда тебе предлагают сомнительные кредиты по телефону, где купить теплый пуховик, как сделать заказ на AliExpress и как оставлять чаевые в кафе.

«Я ей сказала: «Друзья – это важно, разговаривай с людьми, задавай вопросы, слушай. Потом обсудим». Сейчас у нее есть подруги, знакомые, мы говорим о поступках людей, об отношениях. Лера мне доверяет, делится многим».

«Честно говоря, я сама боялась что-то не так сделать, поэтому открывалась осторожно. Постепенно Леру больше узнавала. Сейчас я себя чувствую такой тетушкой, которая пестует племянницу: когда наставляет, когда развлекает, когда ругает по делу».

«Главное, что я могу сказать всем, кто хочет быть наставником – вы этим детям нужны. Это кажется иногда – ну что я могу дать ребенку? Иногда присутствие одного неравнодушного взрослого реально спасает жизнь ребенка и меняет его судьбу. Если можете – делайте».

Беседовала Вестфалл Маргарита

Выберите способ перевода

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору