27 июля 2023
«Мы с мужем поняли — нам просто не хватает детей»: история приемной мамы
У Елены и Александра было несколько попыток найти детей — благодаря фонду «Арифметика добра» это получилось сделать полгода назад. Сейчас Елена и Александр помогают детям узнать, что такое семья, а проект «Ресурсные родители» поддерживает супругов.
«Младший кричал Саше — ты мой папа»
Елена и Александр, построив большой дом, поняли, что вдвоем будет слишком одиноко. Елена надеялась, что ее трое детей захотят жить вместе с ними, но у молодых людей были другие планы: «Все разъехались — взрослые уже, решили жить отдельно. Я хотела внука себе забрать, у дочки были проблемы, им тяжеловато жилось, но дочь сказала, что сама будет растить сына. Мы с мужем поняли: нам просто не хватает детей, вот я и подумала — примем пятерых ребятишек под опеку, сделаем детский садик — я все-таки воспитатель».
Елена и Александр записались в школу приемных родителей, но идея о детском садике не нашла отклика: «Мне сказали: успокойтесь, вы же взрослая, какой детский садик, вам маленьких детей никто не даст… А уже в голове-то стоит мысль, не уходит — у нас будут дети».
После школы супруги начали искать детей. Подумали, согласились, что пятерых действительно могут не потянуть, и настроились на четверых: «Представила, как мы идем куда-нибудь: два ребенка у меня, два у Саши — у мужа».
Ждали недолго, пара нашла детей: двое маленьких — шести и десяти лет — и два подростка — двенадцати и четырнадцати лет. После первой встречи супруги поняли — это их дети. Ездили к ребятам, забирали к себе на гостевой режим: «Все ребята уже хотели навсегда к нам переехать, а вот Настя — двенадцатилетняя девочка — нет. Я видела, мы ей нравимся, но Насте постоянно звонила мама и говорила, чтобы никуда не ходили, что она скоро заберет их домой, что другая семья не нужна. И Настя отказалась, а за ней такое решение принял и старший брат. Сиблингов стараются не разлучать, поэтому младшие дети тоже остались в детском доме. Мы вообще не смогли ничего сделать. Помню, что самый младший кричал Саше: «Ты мой папа!»
Екатерина Филилеева, психолог проекта «Ресурсные родители» фонда «Арифметика добра», замечает, что ситуации, когда дети отказываются идти в приемные семьи, — не редкость: «Детей, которые сразу готовы уйти в приемную семью, мало. У большинства есть клубок очень противоречивых чувств. Одна из причин — конфликт лояльности. Почти у всех детей есть кровные семьи. Зачастую при появлении потенциальных приемных родителей активизируются кровные родственники, уговаривают не соглашаться на приемную семью и дают ребенку пустые обещания, что сами заберут его домой. Ребенок начинает думать, что выбирая приемную семью, он предает кровную. В результате отказывается от представившейся возможности.
Также любой ребенок испытывает чувство неопределенности, страх неизвестности, страх нового предательства, после которого он снова окажется в детском доме. Мы как раз помогаем понять ребенку, что у него всегда есть выбор, за ним решение. А приемная семья — это не предательство, ведь выходя из детского дома, ребенок не отказывается от кровных родителей, а приобретает еще одних. Кроме этого, ребенок может продолжать общаться и со своими кровными родственниками, приемные родители даже могут устроить ребенку встречу с кровными родственниками, если это идет ему на пользу».Так нельзя выбирать детей
В школе приемных родителей Елена и Александр познакомились с другими людьми, которые хотят принять в семью детей из детского дома. Знакомые из школы рассказали паре о фонде «Арифметика добра». «Нам сказали, что там помогут. И мы, конечно же, обратились в фонд, — говорит Елена. — У меня тогда уже была четкая установка — ладно, раз пятерых не дадут, возьмем четверых, но нам нужны два мальчика и две девочки, чтобы я могла их разделить по двум комнатам».
Мне рассказали, что в фонде другой подход к семейному устройству: не родители выбирают детей по фотографиям в базе, а детям подбирается семья с учетом их потребностей.
«Сначала мы хорошо изучаем семью, ее особенности, атмосферу, ценности. Изучаем и детей, сотрудничаем с детскими домами: выезжая в них с различными активностями для воспитанников. После проводим консилиум, на котором стараемся спрогнозировать, какая семья подойдет тому или иному ребенку, — рассказывает о том, как осуществляется подбор семьи в проекте «Ресурсные родители» Екатерина. — Важно, чтобы семья подходила ребенку. Активные родители вряд ли подойдут для интровертированного подростка — это сложно будет для всех, поэтому мы ищем совпадения, общие интересы у родителей и детей.
Пытаемся прогнозировать сложности, риски, смотрим, насколько семья готова с ними справиться. Заранее продумываем, что может случиться, хватит ли у семьи ресурсов преодолеть возникшие проблемы».
После очередного консилиума сотрудники фонда предложили паре съездить в Иваново — познакомиться с детьми: двумя мальчиками семи и двенадцати лет и девочкой четырнадцати. У детей была кровная семья, но родители не справлялись с жизнью и воспитанием. Старшая дочка позвонила своей тете, та вызвала службу, и детей забрали. Тетя обещала детям, что заберет их, но у нее не получалось. Так все трое оказались в детском доме. Когда Елена и Александр с ними познакомились, дети жили там уже полтора года.
Специалисты фонда познакомили будущих приемных родителей с детьми в неформальной атмосфере, ребята согласились поехать к Елене и Александру в гости. Сначала пара забирала детей на каникулы. Елена признается: «Думала, скорей бы уже нам их отдали, каждая поездка давалась непросто, 6 часов дороги только в одну сторону, но специалисты фонда во всем помогали. Период гостевого режима помог нам лучше узнать друг друга и мы стали чувствовать себя семьей».
Когда пара оформила опеку над детьми, Елене позвонила дочка и попросила забрать внука, пока будет решать свои проблемы. Теперь Елена и Александр, как и планировали, воспитывают четверых детей.
«Я не знала, как на такое реагировать»
Елена вспоминает, как дети адаптировались к жизни в семье. Как-то Саша переделывал крыльцо, к нему подошел младший сын, Тема, и начал помогать. Это увидел Федя, средний сын, и сказал Артему: «Ты что, рабыня тут?»
«Я не знала, как на такое реагировать, — признается Елена. — Когда мы ездили в детский дом еще за первыми детьми, я слышала, как девочка перед гостевой поездкой к нам говорила детям:
“Вы смотрите, приемные семьи сначала такие хорошие, а потом будут заставлять вас мыть за собой посуду, пол”.
А что в таких ситуациях делать — к труду же надо как-то приучать?»
Психолог Екатерина Филилеева замечает: «Находясь в детском доме, ребенок переживания внутри капсулирует, закрывает, иначе эмоционально не выживешь. В результате ребенок не может осмыслить того, что с ним происходит, и полноценно развиваться дальше. В детском доме же все общее, нет никого и ничего своего — ни одежды, ни личного пространства, ни, тем более, взрослого. В такой среде сложно быть в контакте со своими чувствами, все они оказываются “под замком”.
Попав в семью, ребенок зачастую начинает хамить, драться, отказываться от еды. И дело тут не в распущенности. В безопасности ребенок может позволить себе прожить все накопленные ранее переживания, искренне реагировать на текущие жизненные ситуации. Приемным родителям бывает трудно с этим разобраться и помочь ребенку, для этого семьям и нужна поддержка специалистов».
В фонде «Арифметика добра» считают, что в помощь семье обязательно нужна команда профессионалов, ведь дети в прошлом уже имели травматический опыт и потери. С этим опытом приходится разбираться именно приемным родителям.
На занятиях, которые проводит фонд для приемных родителей, взрослые слушают не только теоретический материал: «Важно, чтобы родитель отрабатывал теорию на практике — добавляет Екатерина. — Мы проводим тренинги, моделируем разные ситуации, чтобы родители тренировались, учились смотреть на проблему с разных сторон, в особенности — со стороны ребенка, чтобы научились думать не только о своих чувствах, но и понимали, как на разные ситуации смотрит сам ребенок, что с ним происходит в этот момент, из-за чего случаются недопонимания».
К труду детей Елена и Александр решили приучать постепенно: «Мы составили график уборок, чтобы у каждого в семье была какая-нибудь обязанность, и это работало. Правда, как только сам не начертишь этот график, сразу все всё забывают делать. Но это ничего».
Когда дети приехали, родители решили: надо их чем-нибудь занять, найти то, что им интересно. «Артем у нас записался в школу по рисованию, Федя — на футбол, Денис — внучок — пойдет на гитару, а Кристина много учится, будет переходить в девятый класс, надо сдавать экзамены. Она такая — очень ответственная. Федя у нас немного бука, не знаю, что дальше будет, но я вижу, что он старается и меняется».
Сейчас Федя может подойти к Елене и спросить: «Тебе сделать кофе?» Елена улыбается:
«Я уж и не хочу, но соглашаюсь — сам же предложил! Конечно, буду пить, даже если не хочется».
Камень преткновения — школа
«Год в школе мы закрыли с трудом большим, — признается Елена. — В первый день учебы двойки поставили. Как можно поставить двойку в первый день? Пришли дети в новую школу, я уж не говорю, что это дети приехали из другого города, из совсем другой школы, где никто не следил за их оценками и знаниями.
Обидно так. Кристине в первый день учительница сказала:
"Твой брат вообще бестолковый дурак".
Девочку никто не знает, а эта учительница при всех говорит так. Это что такое? Думала, идти разбираться, но потом махнула рукой — ладно, будем сами с детьми заниматься, чтобы наверстать знания.
С младшеньким особенно это чувствуется — мы с ним только буквы и звуки учим. Сели рисовать радугу — а он не знает, что это такое, из каких цветов она состоит.
Начинаем заниматься, может доходить до истерик, потому что не получается. Мы никогда не отказываемся от поддержки — Кристине и Феде фонд помог с репетиторами, чтобы догнать школьную программу. Мы часто ездим на мероприятия, которые проводит специалисты фонда "Арифметика добра". На таких встречах все семьи, и мы тоже чувствуем себя все больше единой семьей, становимся все ближе друг другу. Дети ходят к психологу, им это помогает, потому что все-таки у них жизнь полностью поменялась — это для взрослого человека сложно, а уж для ребенка, особенно который был многого лишен — тем более».
Проект «Ресурсные родители» фонда «Арифметика добра» помогает подросткам и родителям найти друг друга. Специалисты проекта подбирают семьи, исходя из потребностей ребенка и ресурсов семьи, затем — проводят знакомство, помогают в период гостевого режима, если ребенок остается в семье, команда проекта сопровождает семью и дальше — предоставляет социально-психологическую помощь, организовывает выездные мероприятия, создает условия для формирования сообщества и дружеских отношений между семьями. Поддерживая фонд благотворительным пожертвованием, вы помогаете детям обрести заботливые приёмные семьи.
Пожертвовать
Поддерживая программы фонда благотворительным пожертвованием, вы помогаете системно решать проблему сиротства.
Помочь детям-сиротам может каждый. Благотворительное пожертвование — значимый вклад в благополучие детей
Ежемесячно
Разово
Выберите ежемесячную или разовую помощь
619 ₽
619 рублей – это индивидуальное занятие с педагогом по выбранному предмету для воспитанника детского дома.
1 238 ₽
1 238 рублей – это неделя индивидуальных занятий для воспитанника детского дома.
4 952 ₽
4 952 рубля – это целый месяц индивидуальных занятий с педагогом по выбранному предмету для воспитанника детского дома.
Минимальная сумма 30 руб.
Выберите способ перевода
Будьте в курсе
Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях