24 июля 2024
Автор: Светлана Бронникова

«У меня не было детских желаний»: история воспитанницы детского дома

«У меня не было детских желаний»: история воспитанницы детского дома
Подросткам в детских домах нужен близкий взрослый
Ане 22 года, она окончила энергетический колледж, сейчас учится в педагогическом университете и работает младшим воспитателем в детском доме, в котором жила семь лет. Два года назад Аня заполнила анкету на участие в проекте «Наставники» благотворительного фонда «Арифметика добра». Фонд помогает воспитанникам и выпускникам детского дома найти взрослого друга. Наставник общается с ребенком и показывает ему мир вне учреждения — это помогает в будущем легче адаптироваться к самостоятельной жизни. Аня рассказала, чем ей помогает ее наставница Таня.

«Я пришла из семьи»

В шесть лет Аня переехала к бабушке, потому что ее маму лишили родительских прав. Когда девушке исполнилось 14 лет, бабушка умерла, так Аня оказалась вместе с шестилетней сестрой в детском доме.

«В детском доме у меня не было проблем с социализацией, я пришла туда из семьи — многое знала. Бабушка работала, мне нужно было ей помогать — убираться дома, готовить еду, водить сестру в садик, оплачивать коммунальные платежи и кредиты.

Думаю, я рано повзрослела, потому что у меня не было детских желаний просто пойти погулять или поиграть на улице.

И я бабушке за это благодарна, потому что сейчас я оцениваю свое время и понимаю, что лучше его потратить на учебу и какие-нибудь полезные хобби — например, на занятия спортом или почитать книгу.

Мне не интересно ходить в клубы, выпивать или курить за гаражами. В детском доме я такая же была — участвовала в разных мероприятиях, достаточно быстро социализировалась. Мне не было там сложно, единственное, что меня тревожило — смерть бабушки.

Она заменила мне родителей, я не могла долго принять, что у меня больше нет такого близкого человека в жизни, которому я могу в любое время позвонить, что-то рассказать. У меня есть мама, я с ней общаюсь. Но все же самым важным человеком в моей жизни была бабушка, которая очень сильно меня любила, а я — ее.

После смерти бабушки я сильно поправилась, потому что начала заедать этот стресс. К тому же я постоянно думала, что мне нужно как можно скорее перестроиться, чтобы помочь младшей сестре справиться с утратой и адаптироваться в детском доме».

Со мной все хорошо

Оказавшись в детском доме, Аня стала размышлять о будущем — что делать дальше, как строить свою жизнь? Решила сосредоточиться на образовании и поступить в энергетический колледж. По словам Ани, это учебное заведение считалось самым престижным среди всех колледжей в области.

Аня начала готовиться к экзаменам с репетиторами программы «Шанс» фонда «Арифметика добра». В соцсетях фонда девушка часто видела новости о программе «Наставники». Кандидаты проходят обучение в «Арифметике добра», специалисты рассказывают им об особенностях общения с подростками, погружают в основы психологии. Затем детям ищут наставника среди прошедших обучение взрослых. Важно, что специалисты во время подбора пары исходят из личных качеств и интересов ребенка — например, активному подростку, который любит играть в футбол, найдут наставника со схожими интересами и взглядам, как и ребенку, который увлекается театром и музыкой.

У каждой образовавшейся пары — наставник и подопечный — есть куратор, специалист «Арифметики добра». Куратор в рамках программы консультирует и поддерживает самого наставника до знакомства и во время общения с подростком. Если вдруг взрослый не знает, что сказать ребенку или как поступить в определенной ситуации, куратор помогает справиться и найти решение.

«В детском доме у детей есть проблема с ответственностью — там живут на всем готовом: тебе приготовят поесть, после тебя все уберут, помоют полы. Многие ребята даже не думают, что потом им самим придется все это делать, а они бытовых моментов не знают. И тут как раз наставники помогают детям познакомиться с реальной жизнью, вне детского дома. У меня таких проблем не было, но я думала — наставник же может и просто разговаривать с тобой, как-то психологически тебя поддерживать. 

Мне хотелось, чтобы у меня был человек, с которым я могу элементарно переписываться, спрашивать “как дела?”

Уже оканчивая колледж, Аня заполнила заявку на участие в программе «Наставники». Специалисты программы подобрали ей наставницу со схожими интересами. Через две недели после заполнения анкеты у Ани появилась наставница — 35-летняя Таня. С Таней они живут в разных городах, поэтому первая встреча у девушек проходила онлайн.

«Мне при знакомстве показалось, и так оно есть на самом деле, что Таня открытый и лучезарный человек — это было даже через видео видно. Она занимается танцами, тоже любит спорт, занимается визажем, увлекается психологией. Мы часто друг другу рекомендуем какие-нибудь книги почитать.

У нас нет какого-то графика для общения — мы созваниваемся или списываемся, когда хочется. Иногда даже ездим друг к другу в гости».

Недавно я была в отношениях с молодым человеком. Можно сказать, что именно Таня открыла мне глаза на то, что на самом деле наши отношения были неидеальными.

Молодой человек был сильно зациклен на себе, он не уделял мне времени, получалось, что я очень сильно вкладывалась в отношения, а от него не было никакой реакции. Таня тогда, посоветовавшись с куратором, предложила написать в “Арифметику добра”, чтобы в фонде мне подобрали психолога.

Я сначала не понимала: зачем мне психолог? У меня были такие стереотипные представления, что психологи будут лезть ко мне в душу, промывать мозги, искать какие-то детские проблемы, ничего не решат, а только сделают еще хуже. Таня в итоге меня убедила обратиться за помощью — и я решила попробовать. Сейчас я занимаюсь с психологом — это мне помогает. Я понимаю, что это все благодаря Тане. 

Она находит важные слова тогда, когда они мне нужны.

У меня есть такая черта характера, что я всегда гонюсь за идеалом, всегда сравниваю себя с лучшими и из-за этого часто загоняюсь, думаю, что я ничего не достигла. Как-то у меня был период, когда я хотела бросить из-за этого университет и работу.

Я рассказала об этом Тане, потому что часто звоню ей, когда есть какие-то переживания. Таня мне тогда сказала: “Ты вообще-то много добилась, обычно в 22 года люди в других мыслях витают, а ты уже взрослая личность, которая много всего достигла: окончила колледж, поступила в университет, нашла работу. Сейчас просто такой период, когда кажется, что ничего не происходит”.

В разговорах с Таней я смогла понять, что со мной все хорошо, мне не нужно гнаться за идеалами и чужими достижениями.

Тане я тоже стараюсь напоминать, что она очень талантливая и много всего делает. Наверное, я своим примером показываю ей, что нужно быть сильной несмотря на все проблемы в жизни. Она меня считает сильной девочкой, и Таня тоже такая. Мы держимся друг за друга».

«Никто не знает, что я жила в детском доме»

После выпуска из детского дома руководство предложило Ане стать младшим воспитателем. Девушка работает посменно двое суток через двое с 9 вечера до 7 утра. Аня следит за распорядком дня, чтобы в ночное время дети спали.

«Иногда дети рассказывают мне о своих проблемах, я могу их утешить, что-то посоветовать, если это связано с родными. Наверное, они могут со мной поделиться сокровенным, потому что знают, что я пойму их чувства.

Мне нравится сейчас моя работа, но всю жизнь быть воспитателем я не хочу. Еще не знаю, кем стану потом, но хотела бы работать не в найме, а на себя и онлайн, чтобы не зависеть от графика, как сейчас, потому что иногда это бывает очень тяжело».

Аня мечтает купить квартиру и съездить в путешествие — куда-нибудь, где тепло и есть океан. Сейчас она живет в общежитии при университете.

В моем окружении никто не знает, что несколько лет я жила в детском доме. Я об этом не говорю. У людей есть стереотипы о детях из детского дома, и мне не хочется это даже обсуждать.

По просьбе Ани мы не публикуем её фотографии.

Программа «Наставники» находит воспитанникам из детского дома взрослого друга, который часто становится близким человеком для ребенка и советом и делом помогает ему адаптироваться к самостоятельной жизни. Пожалуйста, поддержите программу, чтобы как можно больше детей смогли найти поддерживающего взрослого.
Выберите способ перевода

Последние публикации

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору