23 сентября 2024
Автор: Светлана Бронникова

«Во всех наставнических парах есть что-то особенное»


В ноябре 2023 года Анна — наставница из фонда «Арифметика добра» — познакомилась с воспитанницей детского дома Алиной. Через месяц Алина начала жить самостоятельно. Сейчас она учится в колледже и параллельно работает по специальности, которую осваивает. Анне тридцать пять лет, она работает менеджером по развитию компаний. Девушка несколько лет помогала благотворительным организациям финансово, но узнав о программе «Наставники» фонда «Арифметика добра», поняла, что может уделять время и внимание ребенку. О том, как Анна стала наставницей, познакомилась с Алиной и как проходит их общение — читайте в материале.
«Деньги — не единственный вариант помощи»
Анна узнала о программе «Наставники» в интернете — увидела рекламу. Ей понравился формат проекта — в особенности то, что помогать другим людям можно не только деньгами.

«Мы с мужем стараемся по мере возможностей помогать разным фондам материально. Но это ведь только одна сторона помощи, деньги — не единственный вариант, который мы можем дать. Бог дает человеку ресурсы не для единоличного пользования, а чтобы мы могли ими поделиться с другими.

Я на тот момент как раз нашла удаленную работу, стала более мобильной. Если у меня есть время, которое могу посвятить другому человеку, эмоциональные и физические силы на это, а главное — желание стать для ребенка старшим другом, почему бы этого не сделать?

Муж меня очень поддержал в этом деле. Он, как и я, положительно относится к разной помощи другим людям.

Когда я заполняла заявку на обучение наставничеству, понимала, что наставник не может изменить кардинальным образом жизнь ребенка, перестроить все и сказать “теперь ты будешь как в сказке”. У наставника другая роль. Это тот человек, который проводит время вместе с ребенком, общается с ним, поддерживает, дает советы, разделяет с ним его радости и неудачи, в конце концов, просто остается на связи по телефону. Это называется “быть значимым взрослым”».
«Можешь меня спрашивать о чем угодно»

Анна познакомилась с Алиной через несколько дней после совершеннолетия подопечной. Наставница подготовилась — взяла с собой торт, свечку и небольшую сувенирную игрушку в качестве подарка ко дню рождения. Когда сотрудница детского дома пошла за Алиной, Анна немного нервничала.

«Я совершенно ничего не знала об Алине, кроме ее имени и возраста. Когда она зашла — я сидела спиной к двери, повернулась — стоит прелестная, симпатичная девочка с распахнутыми глазами! Она так улыбалась, что я сразу поняла — девочка очень общительная, мы точно найдем общий язык».

Алина впервые оказалась в детском доме, когда ей было шесть лет, на несколько месяцев. Потом она еще пару раз попадала туда, но возвращалась в семью. С тринадцати лет Алина стала жить в детском доме постоянно.

«Во время обучения наставничеству нас готовили к разным сценариям — к тому, что ребенок может быть асоциален, не идти на контакт первое время или просто может оказаться, что он не готов к самостоятельной жизни — не знает, как чай заварить или помыть посуду.

Это происходит, потому что дети выросли в системе, им негде и не у кого было научиться базовым умениям. Конечно, в такой ситуации могут возникать проблемы в общении. Ребенку может понадобиться больше времени, чтобы понять: наставник действительно хочет общаться. Для этого к каждой паре прикрепляют куратора, который всегда на связи с наставником — поможет уладить конфликт, даст совет и просто поддержит в непростой ситуации.

Алина большую часть жизни провела в семье — и это видно. Мы быстро нашли контакт и проблем у нас не было. Алина очень самостоятельная в бытовом плане. Во время наших первых встреч она готовилась переезжать на свою квартиру и показывала мне, какую посуду заказала, какое постельное белье купила. Мне было удивительно от этого — ей всего восемнадцать, а она уже знает, как хочет обустроить свой дом, где все можно купить.

Алина понимает, что сама несет ответственность за свою жизнь, поэтому у нее все строго по графику: учеба, работа, дом. У нее есть молодой человек, друзья. А я больше как старшая подруга. Думаю, что со мной Алина может обсудить деликатные темы, которые не хочется поднимать в кругу сверстниц.

Например, мы говорим о взаимоотношениях с противоположным полом, обсуждаем вопросы создания семьи. Молодой человек недавно познакомил Алину со своими родителями, у них иногда поднимаются разговоры о свадьбе. Запретных тем у нас для обсуждения нет.

Я так и говорю Алине: “Ты можешь меня спрашивать о чем угодно, все, что я знаю, расскажу”».
Идея наставничества — быть нужным человеком
После обучения наставничеству специалисты программы предупредили Анну и других будущих наставников, что подбор пары может занять время — иногда взрослые ждут подопечных до полугода. Это связано с тем, что сотрудники фонда, ища наставников детям, анализируют интересы ребенка, его ожидания. И если подходящего взрослого нет среди кандидатов, то поиск наставника будет продолжаться уже среди выпускников следующего потока.

«Мне позвонили из фонда через неделю после завершения обучения и сказали, что я могу в ближайшее время познакомиться со своей подопечной, то есть с Алиной. Я, конечно, была удивлена тем, как быстро получилось образовать нашу пару.

И мне все еще интересно, как в фонде поняли, что мы с Алиной подойдем друг другу. На встрече с психологом, обязательной для каждого будущего наставника, я рассказывала, как вижу свою роль, говорила, что могла бы делиться своим жизненным опытом, поддерживать ребенка, стать подругой, которой можно поплакаться в жилетку или рассказать о своих успехах. Алина тоже хотела себе наставницу, с кем она могла бы именно дружить, разговаривать.

Так все и вышло — мы стали подругами и отлично общаемся. Алина может приехать к нам в гости, или мы с ней встречаемся погулять. Недавно ходили в Третьяковскую галерею.

Наставничество — это как раз про общение. Не нужно ставить себе цель — вот я приду и научу ребенка чему-то. Когда ситуация того потребует, обязательно научите. Но главная идея наставничества в том, чтобы быть нужным человеком.

В детском доме много разных взрослых — воспитатели, учителя, но при этом дети могут быть абсолютно одиноки, потому что все эти взрослые занимаются ими по обязанности, это их работа, за которую им платят деньги. Вечером взрослые уйдут домой, к своим детям. При этом каждому ребенку нужен человек, который интересуется им не потому, что за это платят, а потому что человека искренне волнуют проблемы ребенка.

Я думаю, что во всех наставнических парах есть что-то свое, особенное. Мне, например, очень интересно с Алиной общаться. У меня пока нет своих детей, тем более мне сейчас сложно было бы найти себе восемнадцатилетнюю подругу, но общаться с молодым поколением очень интересно. Я часто сопоставляю рассуждения Алины с мировоззрением, которое у меня было в ее возрасте. На первый взгляд кажется, что молодое поколение сильно отличается от нас, но во время общения я понимаю — общего у нас все равно больше. Глобально, все люди хотят быть счастливыми и здоровыми».

***

Детям и выпускникам детского дома часто сложно адаптироваться к самостоятельной жизни без поддержки взрослого. Программа «Наставники» находит подходящего человека, который не только поможет освоиться вне детского дома, но и станет взрослым другом для ребенка. Пожалуйста, поддержите проект «Наставники» — тогда еще больше детей из детского дома смогут встретить своего взрослого друга.





Выберите способ перевода

Последние публикации

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору