15 ноября 2024
Взрослым тоже нужна помощь: с чем сталкиваются родители детей с СДВГ и как могут себе помочь
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — достаточно распространенный диагноз среди приемных детей: они часто неусидчивы и невнимательны, им скучно на уроках, трудно сосредоточиться на одном деле. Дети легко раздражаются и могут импульсивно реагировать на замечания.
СДВГ — это медицинский диагноз, который может поставить только врач. Мы уже писали о том, по каким симптомам можно понять, что ребенка следует отвести к специалисту. Родительское включение в воспитание ребенка с СДВГ при этом намного активнее, чем при воспитании нейрообычного. Родителю нужно предвидеть больше ситуаций, помогать ребенку справляться со сложностямии, вырабатывать усидчивость и терпение. В такой ситуации нередко и сам родитель нуждается в поддержке. Психолог «Арифметики добра» Екатерина Филилеева рассказала, почему родителю нужна поддержка и как он может ее оказать себе сам.
Почему родителям детей с СДВГ нужна поддержка?
Быть родителем ребенка с СДВГ не так просто: взрослому приходится много времени тратить на то, чтобы облегчить своему ребенку жизнь. Самим родителям тоже нужна поддержка, но они не знают, где ее взять. Например, сейчас можно встретить психологические группы поддержки для родителей детей с РАС, ДЦП и т.д. На таких группах взрослые делятся своими переживаниями, опытом, поддерживают друг друга. Такая форма общения помогает понять, что не только у тебя есть проблемы с воспитанием ребенка, существуют и другие родители, которые тоже сталкиваются с похожими трудностями. Подобных групп для родителей детей с СДВГ почти нет, при том, что к таким детям, безусловно, нужен особый подход, чаще всего они ходят в обычные детские сады и школы, где общаются с нейрообычными детьми. Ребенок с СДВГ может чувствовать себя некомфортно во многих ситуациях, а родитель, пытаясь помочь ему, часто может забывать о себе. Есть пять основных проблем, с которыми сталкиваются родители детей с СДВГ.
Постоянная утомляемость из-за многозадачности
Ребенок с СДВГ может быть рассеянным, невнимательным, забывчивым, из-за этого с ним часто что-нибудь случается — то он потерял сменную обувь в школе, то не забыл сделать домашние задание. К тому же такие дети часто бывают навязчивыми в общении. Ребенок может требовать общения и внимания, несмотря на то, что родитель устал или занят. Взрослому постоянно нужно реагировать на действия ребенка, больше его контролировать — не только дома, но и предвидеть какие-то ситуации в школе. При этом работу и домашний быт никто не отменял.
В такой ситуации у родителя самого как будто развивается синдром гиперактивности и дефицита внимания. Удерживать такой объем обязанностей в голове постоянно просто невозможно, из-за чего начинается немного хаотичный образ жизни — родитель начинает сам браться за несколько дел одновременно, а по итогу у него все валится из рук. Он становится рассеянным, у него появляется высокая утомляемость. Впоследствии эта утомляемость доходит до истощения, которое приводит уже к систематической слабости организма.
Обостряются конфликты в семье
Ребенок с СДВГ часто, сам того не желая, провоцирует конфликты в семье. Из-за того, что такой ребенок требует много внимания, другие дети, у которых нет СДВГ, могут чувствовать себя одиноко и отстраняться от родителей или, наоборот, поддерживать родителя с желанием привлечь внимание к себе, показать, что я лучше.
Однако чаще всего конфликты начинаются именно у родителей. Обычно ребенком занимается один взрослый — мама. Она знает, как и что делать, чтобы избежать непредвиденных ситуаций. В отличие от второго родителя. Когда семья вместе идет куда-то, возникают конфликты.
В одной семье, например, был такой конфликт. Мама, папа и дочка предподросткового возраста с СДВГ собрались погулять в парке. Мама просит одеться дочку по погоде, дочка не хочет, торгуется с мамой — такие дети часто любят торговаться, чтобы по итогу все было по их, а папа говорит: “Да пусть дочь идет, как хочет”. Папа не видит здесь проблем. А для мамы это не просто про то, что ребенок не хочет одеваться, это еще и про бесконечные несделанные уроки, потерянные или испорченные вещи и тд. Мама одна с этим борется, а папа выступает здесь добрым полицейским. Родители по итогу вместо того, чтобы погулять в парке, начали ругаться друг с другом.
Падает самооценка
Поведение ребенка с СДВГ может отличаться от поведения других детей. Например, ребенок может нарушать школьные правила — вставать из-за парты в школе, когда учитель этого не просит, съесть конфету на уроке и тд. Если родитель к этому привык и не обращает на это внимания, то социум же может высказывать ему свои недовольства относительно поведения ребенка.
Родитель перестает чувствовать себя классным, появляются мысли, что он не справляется, а фоном человек сравнивает своего ребенка с другими детьми, у которых, конечно же, нет СДВГ. К тому же посторонние люди могут давать родителю советы, как “исправить” поведение ребенка. Но такие советы совсем не будут работать при диагнозе. У родителя возникает ощущение, что во всем виноват только он».
Пропадает заинтересованность в ребенке. Родитель тратит много времени на то, чтобы облегчить жизнь ребенка. Жалобы социума и нестабильное поведение ребенка часто усиливают мотивацию больше работать, чтобы у ребенка были хорошие результаты в школе и тд. В этой гонке с СДВГ человек перестает наслаждаться родительством, а в некоторых случаях начинает стыдиться собственного ребенка, потому что даже с учетом большого включения родителя, у ребенка с СДВГ может многое не получаться. Это нужно просто принять.
Начинается депрессия
Итогом этих причин становится депрессия. У родителя не остается сил ни на себя, ни на ребенка, ни на работу, появляется апатия, теряется интерес к жизни. Из такого состояния очень трудно выходить самостоятельно, поэтому родителям следует обращаться к специалистам за помощью.
Как родителю ребенка с СДВГ помочь себе
Помочь себе родитель сможет только в том случае, если у него получилось принять диагноз и понять, как он сказывается на поведении ребенка.
Часто родители думают, что ребенок просто не хочет делать домашнее задание или не сделал что-то по дому, потому что ленится. Но это не так — ребенку с СДВГ действительно бывает сложно сконцентрироваться на чем-то длительное время. И здесь нужно признаться себе — какое-то время у ребенка в школе могут быть тройки, он может выполнять не все обязательства по дому и тд. И это абсолютно нормально — не нужно от него требовать столько, как будто у ребенка нет диагноза. Если родитель принял и понял диагноз, он может помочь себе несколькими способами:
Зафиксировать план действий
План поможет родителю понять, как действовать в разных ситуациях, при этом он может меняться в зависимости от ситуации. К тому же план поможет предвидеть некоторые ситуации. Например, родитель понимает, что если не проконтролирует, то ребенок не соберет портфель в школу. Так он может внести в план этот пункт и утром точно будет знать, что ему не придется внезапно тратить время на то, чтобы собрать за ребенка портфель. Важно, чтобы план был зафиксирован у родителя, потому что с ним появится ощущение, что именно родитель управляет ситуацией и у него все под контролем. Взрослый с помощью плана может в течение времени видеть, как какие-то задачи будут из него исключаться, потому что ребенок будет привыкать делать это без напоминания. Например, самостоятельно собирать тот же портфель в школу. Соответственно, это помогает увидеть, как ситуация меняется в лучшую сторону.
Стремиться к соблюдению плана
План не всегда будет соблюдаться — это надо держать в голове, но придерживаться его все равно стоит — это облегчит жизнь ребенку, потому что он потихоньку будет вникать в распорядок дня, привыкать к рутине.
Детям с СДВГ сложно приступать к большим и длительным по времени задачам — им проще достигать цели маленькими шагами и, например, за каждый шаг получать какое-нибудь поощрение или похвалу. Постепенно сложность и длительность задач будет увеличиваться — они будут привыкать к нагрузке. Для этого как раз и нужно придерживаться плана, благодаря которому родитель может фиксировать свои успехи, потому что в этом случае успехи ребенка с СДВГ — это и успехи родителя.
Сохранить радость в общении с ребенком
Родительство — это и про позитивные эмоции тоже. Взрослому стоит найти какое-то общее увлечение с ребенком. Это может быть совместная готовка, скалолазание и т.д.
Общение важно сразу для двух сторон. Ребенок СДВГ часто чувствует себя проблемным — ему нужно, чтобы был взрослый, который видит его с позитивной стороны. Также важно и родителю наслаждаться общением со своим ребенком, поэтому лучше всего придумать какое-нибудь совместное занятие, которое не будет связано с коррекцией СДВГ.
В большей степени лучше отталкиваться при выборе такого занятия от интересов родителя: и дети, и подростки искренне откликаются на вовлеченность родителя. Это могут быть и кулинария, и скалолазание. Одна мама, например, любила реставрировать мебель, подключила к этому ребенка — это стало их совместным увлечением на протяжении нескольких лет. Хорошо объединяют компьютерные игры. Детям с СДВГ обычно нравится в них играть, потому что там можно получать быстрый результат. И если родителю тоже это интересно, почему бы не выделять хотя бы полчаса в день на то, чтобы поиграть с ребенком.
Сохранить свои интересы, отдыхать
Не стоит родителю забывать про себя. Нужно научиться переключаться с воспитания ребенка на собственные интересы, которые помогают взрослому отдохнуть. Пускай это будут 30 минут в день, но это будет личное время, когда никто не может потревожить родителя. Важно, чтобы ребенок тоже это понимал. Хорошо, если у родителя есть поддержка в лице другого родителя или родственников, которые могут разделить с ним обязанности по воспитанию ребенка.
Следить за своим состоянием и не исключать помощь психолога
Если родитель замечает за собой систематическую усталость, апатию — стоит обратиться к специалисту за помощью. Самостоятельно из такого состояния сложно выйти, а все перечисленные советы выше просто могут не сработать, потому что у родителя пропадает ресурс.
Родитель должен быть в хорошем и стабильном состоянии, без чувства вины и заниженной самооценки. Если у человека депрессия, ему вряд ли поможет тот же план. В практике у меня была семья, где мама чувствовала, что с ней все не так. Она вовремя обратилась за помощью — мы сначала восстановили ее состояние, а после разработали план действий, чтобы женщина знала, как реагировать на поведение ребенка. Если у родителя есть возможность хотя бы иногда в качестве профилактики ходить к психологу — это хорошо. Ребенок с СДВГ на самом деле забирает много энергии и сил у родителей, поэтому им чаще нужна психологическая поддержка.
СДВГ — это навсегда?
Нет, симптомы СДВГ со временем стираются и с возрастом становятся почти незаметны. Если родитель помогает ребенку постепенно осваивать рутинные дела, это становится привычным делом и уже к подростковому возрасту ребенку проще проявлять усидчивость, делать домашние дела, помогать родителям по дому, контролировать свое поведение. Конечно, даже во взрослом возрасте в период стресса симптомы СДВГ могут проявляться, но человек уже сам будет много знать про себя и сможет помочь себе самостоятельно. В спокойной обстановке эти симптомы снова будут уходить.
Быть родителем ребенка с СДВГ — сложно, взрослому приходится больше включаться в дела ребенка, из-за чего у родителя может появляться усталость и, как следствие, эмоциональная нестабильность и депрессия. В такой ситуации важно следить не только за состоянием ребенка, но и за собой. В случаях, когда родитель чувствует, что не справляется — нужно обратиться за помощью к специалисту. Так получиться избежать конфликтов в семье и не потерять интерес к ребенку и жизни.
Литература, которая поможет лучше понять человека с СДВГ и облегчить ему и себе жизнь:
Зак Гришем «От рассеянности к вниманию. Умные стратегии развития функциональных способностей вашего ребенка»
Грейс Фридман, Сара Чейетт «Победа над СДВГ»
Эдвард М. Хэлловэлл, Джон Рэйти «Почему я отвлекаюсь. Как распознать синдром дефицита внимания у взрослых и детей и что с ним делать»Семен Нодельсон «СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Семейная болезнь»
Кэрол Крановиц «Разбалансированный ребенок»
Карен Блат, Марк Бертин «Осознанность и сострадание к себе при СДВГ у подростков. Развитие навыков саморегулирования, повышение мотивации»
Келли Миллер «Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Рабочая тетрадь»
Тайлер Эллисон К. «Я добьюсь успеха. Рабочая тетрадь подростка с СДВГ»
Евгений Черняев «Практика сталкинга: Работа с вниманием, мышлением и восприятием»
Пожертвовать
Поддерживая программы фонда благотворительным пожертвованием, вы помогаете системно решать проблему сиротства.
Помочь детям-сиротам может каждый. Благотворительное пожертвование — значимый вклад в благополучие детей
Ежемесячно
Разово
Выберите ежемесячную или разовую помощь
619 ₽
619 рублей – это индивидуальное занятие с педагогом по выбранному предмету для воспитанника детского дома.
1 238 ₽
1 238 рублей – это неделя индивидуальных занятий для воспитанника детского дома.
4 952 ₽
4 952 рубля – это целый месяц индивидуальных занятий с педагогом по выбранному предмету для воспитанника детского дома.
Минимальная сумма 30 руб.
Выберите способ перевода
Будьте в курсе
Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях