20 февраля 2023

Развитие ребёнка: как проходит в учреждении и в семье


Уровень развития детей из учреждений обычно заметно уступает уровню развития детей из благополучных семей. Большинство воспитанников детских домов — социальные сироты, у них есть минимум один живой родитель. Жизни в учреждении часто предшествуют годы жизни в семье, где родители не исполняли свои родительские обязанности. К моменту, когда ребёнок попадает в детский дом, обычно у него уже есть серьёзная педагогическая запущенность, которая в дальнейшем только усугубляется.

Психологи фонда подготовили схему, которая наглядно показывает, как влияет длительное пребывание в неблагополучной семье и учреждении на развитие ребёнка и объяснили, почему показатели расположились именно так. 

2023-02-20 11.26.45.jpg

Физическое развитие.  У шестилетнего ребенка вес, рост, количество зубов соответствует его физическому возрасту.

Ребенок в учреждении того же возраста очень часто выглядит младше на 1-3 года и по уровню развития, и по физическим параметрам.

Эмоциональное развитие. К 6 годам ребенок в семье умеет различать эмоциональное состояние взрослых, сопереживать героям сказок, которые ему читают родители, умеет различать свои собственные чувства, эмпатичен. Это ребенок, который прошел кризис трех лет успешно.

Ребенок, попавший в детский дом, обладает обедненным спектром эмоций, до конца не осознает свои чувства. 

Коммуникативные навыки. Словарный запас и способность вступать в коммуникацию у ребенка в семье соответствуют норме развития.

У ребенка в институции бедный словарный запас, часто из-за травматического опыта повышенная тревожность и есть трудности в коммуникации. 

Сексуальное развитие. Ребенку в шесть лет родители купили книжку и в очень грамотной, корректной форме в сказках рассказали, откуда появляются дети.

К сожалению, в большинстве случаев шестилетний ребенок в институции знает больше, чем положено по возрасту.

Увлечения. Ребенок из семьи лепит и рисует, слушает сказки, знает, что такое кукольный театр, каток, санки, лыжи.

У ребенка в детском доме часто эта сфера обеднена, ребенок может не понимать, чем стоит увлекаться, во что играть, может не знать о коньках и кукольном театре. 

Жизненный опыт. Ребенок из асоциальной среды обладает жизненным опытом, которого нет в обычной семье и который не соответствует его возрасту. Это может быть попрошайничество, попытки добыть себе пищу, опыт голода и открытого горя.

Представления о себе.  Ребенок в обычной семье знает, кто он, откуда родом, кто его родители. У него всё в порядке с идентичностью и чувством безопасности.

У ребенка в учреждении картина представлений о себе скупа и обычно негативна. Представления о себе размытые, нет понимания, откуда он и почему это происходит с его жизнью.

Представление о мире и социуме. Ребенок в семье хорошо ориентируется в мире и социуме: «вот мой сад, вот школа, в которую я пойду, вот курсы подготовки к школе». Ребенок хорошо ориентируется в системе координат, знает, где магазины.

Ребенок из асоциальной семьи или из учреждения может не знать, как заваривается чай, имеет недостаточные представления о мире.

Гигиенические навыки. Ребенок в шесть лет знает, что такое чистить зубы, знает, что грязное белье надо снять, положить в корзиночку, складывать вещи.

Ребенок в детском доме не понимает, почему нужно принимать душ каждый день, имеет серьезные трудности с санитарно-гигиеническими навыками.

Интеллектуальное развитие. Педагогическая запущенность и задержка психического развития — это обычная история для ребенка в учреждении.
Среднестатистический ребенок соответствует своему возрасту по этим десяти параметрам.


Развитие ребенка с опытом сиротства и жизни в асоциальной семье проходит асинхронно: одни параметры не по возрасту выступают, а остальные отстают. Приёмным родителям, психологам, логопедам и другим специалистам предстоит много работы, чтобы в приёмной семье ребёнок по развитию приблизился к сверстникам. 

Выберите способ перевода

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору