29 декабря 2023
Групповая терапия: зачем нужна и чем отличается от индивидуальной работы с психологом

Елизавета Огородникова, психолог фонда
О групповых терапиях наверняка слышали многие, но что это за способ работы над собой представляют далеко не все. Некоторые скептически относятся к такому виду терапии. Что на самом деле представляет из себя групповая терапия, кому она подходит и чем может быть полезна детям, подросткам и их родителям, рассказывает психолог консультационного центра «Арифметики добра» Елизавета Огородникова.
Что такое групповая терапия и для чего она нужна?
Групповая терапия — метод, при котором группа людей работает вместе с эмоциональными, поведенческими и когнитивными сложностями, он подразумевает разные формы выражения:
— тренинги — люди за несколько часов или дней решают одну проблему, учатся новому поведению (вырабатывают новые навыки),
— группы поддержки — могут длиться годами, встречи могут вести как психологи, так и равные консультанты — люди с соответствующим для группы опытом, который равные консультанты смогли прожить и проработать,
— групповая психотерапия — люди встречаются с психологом и вместе детально работают над определенной проблемой на протяжении длительного периода.
Терапевтический эффект исцеления в групповой терапии достигается, в отличии от индивидуальной работы с психологом, не через общение с одним человеком, а через взаимодействия сразу с несколькими людьми, ведь здесь каждый член группы влияет друг на друга. Формат группы предполагает создание специального безопасного поддерживающего пространства.
Если в индивидуальной терапии человек вместе с психологом определяет персональную траекторию работы, то групповая терапия особенно хороша, чтобы понять, как человек функционирует в обществе. В группе люди со временем расслабляются и начинают вести себя как в обычной жизни. Именно поэтому групповая терапия — хороший вариант для тех, кому хочется осознать какие-то свои сложности в поведении или в общении с другими людьми. Ведь в групповой работе обратную связь дает не только психолог, но и каждый член группы.
Как проходит групповая терапия
В среднем на встречах присутствует от 10 до 15 человек, они приходят на терапию раз в неделю или раз в две недели (но могут быть и другие форматы).
Групповая работа может быть посвящена абсолютно любым темам — как научиться осознанности, развить навык решения конфликтов, справиться с психологической травмой, что делать, если у меня постоянные перепады настроения.
Как именно будет работать группа, зависит от подхода, который выберет психолог. Работа с людьми может строиться через арт-терапию (когда люди что-то рисуют), танцевально-двигательную терапию (выражения себя через тело), психодраму (работа больше похожа на театрализованное представление, где люди могут отыграть свои проблемы) и т.д.
Для каждой группы психолог заранее составляет программу, включающую в себя не только темы обсуждения, но и конкретные упражнения и вопросы для работы в группе. Упражнения варьируются в зависимости от подхода.
Я часто веду группы в рамках когнитивно-поведенческой терапии, которая предполагает выявление и изменение неэффективных привычек и установок. На одной из групповых встреч для подростков мы обсуждали внутреннего критика, который постоянно ругает нас, чем мешает двигаться вперед. В моменты, когда критик активизируется, важно переключаться на поддерживающий и сострадательный внутренний голос. Этому мы с подростками учились через упражнения. Каждый участник группы писал послания от внутреннего критика к себе: «У тебя никогда не получится сдать ЕГЭ по физике», «Ты отвратительна в этой кофточке», «Ты всегда кричишь на младшего брата», а после мы пытались переформулировать эти фразы в принимающие послания — «Ты так злобно кричишь на брата, потому что расстроена из-за чего-то. Наверное, тебе хочется, чтобы тебя сейчас не трогали. Дай себе время побыть в тишине».
Иногда в ходе занятия психолог понимает, что упражнения, которые он заранее включил в программу, не помогают или не раскрывают людей, тогда специалист может изменить ход занятия.
Есть ли люди, которым не подходит групповая терапия?
Когда я пишу программу, предполагаю, какую целевую группу жду на занятиях. Например, это будут только подростки, только взрослые, только мамы или целые семьи.
После мы анонсируем запуск группы, набираем потенциальных участников и проводим индивидуальные встречи, на которых знакомимся лично с кандидатом в группу, обсуждаем, какие цели он преследует во время участия, чего ждет от работы.
Если говорить про подростков, то стараемся узнать мотивацию участия — ребенок сам хочет попасть в группу или его заставили родители?
Бывает, что подросток не хочет посещать терапию, тогда работа в группе будет ему сложно даваться, да и другим участникам на пользу это не пойдет — не получится создать доверительную атмосферу.
Есть и те, кому участие в групповой терапии не рекомендовано по состоянию здоровья. Например, людям с психическими заболеваниями или суицидальными мыслями. Работа в группе может еще больше эмоционально раскачать, что будет небезопасным как для них, так и для других участников.
Как понять, что больше мне подходит — групповая или индивидуальная терапия?
Конечно, здесь все индивидуально. Главное помнить — как групповая, так и индивидуальная терапия, не всегда может откликнуться с первого раза, поэтому должно быть понимание: если сразу не получилось, надо снова пробовать, возможно, вам просто не подходит методика, которой придерживается специалист.
Когда человек находится в горевании и хочет говорить только о своей травме — ему однозначно нужна индивидуальная терапия. Если же появляется потребность в общении с другими людьми, хочется научиться строить отношения с окружающими, тогда легче всего увидеть и проработать шаблоны поведения, мешающие строить какие-либо отношения, в группе.
Бывают ситуации, когда человеку без разницы, кому открываться, а хочется найти людей со схожим опытом, травмами или состоянием, с которыми можно обсудить проблемы, узнать, как себя вести в ситуациях. В групповой работе само понимание, что ты не один на всем белом свете, дает очень мощный терапевтический эффект.Сегодня человек, нуждающийся в такой терапии, может найти на большинство ситуаций свою группу.
Например, на одной из групп для приемных родителей женщина поделилась переживаниями, что иногда не чувствует любви к своему приемному ребенку. Она плакала, ей было тяжело про это рассказывать, потому что всегда есть страх, что тебя осудят, не поймут. В группе женщина получила поддержку, остальные родители тоже признались, что иногда у них могут возникать подобные мысли.
После этой встречи женщина пошла на индивидуальную работу, то есть откровение, к которому она пришла благодаря работе в группе, сподвигли ее пойти к психологу.
И здесь тоже важно сказать: групповая терапия не исключает индивидуальную, то есть человек может одновременно работать в разных видах терапии — это будет только на пользу.
Нужно ли готовиться к работе в группах?
Нет, подготовка здесь не нужна. Иногда психологи могут попросить пройти пару тестов перед началом занятий, чтобы определить личностные характеристики и понять, как человек впишется в группу, но это частные случаи.
Но в группах могут давать домашние задания — и их лучше выполнять. Надо понимать, что при работе в группе у человека есть и дополнительные обязательства в виде правил. Они в такой работе необходимы.
Основные правила работы в группе:
-
Правило «Я-сообщение» — участники группы договариваются, что во время работы каждый участник говорит только о себе, без обвинения других. Например, «Я не согласен/не понимаю» вместо «Все нормальные родители считают, что…».
-
Правило добровольности — участники группы находятся здесь добровольно и никто не может принудить их к каким-либо действиям.
-
Правило безопасности — во время занятий недопустимы никакие виды насилия (ни физическое, ни психологическое и тд). Это правило особенно актуально в подростковых группах, где детям зачастую сложно контролировать свое поведение. Бывает, подросток может оскорбительно высказаться в отношении другого, оправдывая свое действие шуткой. Здесь важно остановиться и объяснить группе, почему такое общение не допустимо, какие чувства это вызывает и как можно выражать свой гнев/недовольство/обиду приемлемыми способами.
-
Правило конфиденциальности — все, что участники говорят в группе, не может выйти за ее пределы. Личные истории не должны быть рассказаны потом общим знакомым.
-
Правило «Стоп» — если участнику не комфортно или сложно что-либо обсуждать или делать, он имеет право отказаться от этого.
Групповая терапия — это всегда работа не только с собой, но и с другими людьми. Человек учится проживать свой опыт и реагировать на чужой — это помогает научиться слушать и слышать других людей, анализировать их опыт, давать в ответ эмоциональную поддержку, прислушиваться к обратной связи относительно собственного поведения в обществе и, если есть желание, работать над собственными изменениями.
Пожертвовать
Поддерживая программы фонда благотворительным пожертвованием, вы помогаете системно решать проблему сиротства.
Помочь детям-сиротам может каждый. Благотворительное пожертвование — значимый вклад в благополучие детей
Ежемесячно
Разово
Выберите ежемесячную или разовую помощь
619 ₽
619 рублей – это индивидуальное занятие с педагогом по выбранному предмету для воспитанника детского дома.
1 238 ₽
1 238 рублей – это неделя индивидуальных занятий для воспитанника детского дома.
4 952 ₽
4 952 рубля – это целый месяц индивидуальных занятий с педагогом по выбранному предмету для воспитанника детского дома.
Минимальная сумма 30 руб.
Выберите способ перевода
Будьте в курсе
Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях