26 декабря 2024
Автор: Светлана Бронникова

Поддержать в период разлуки: как детям помогают семьи кризисного размещения

Поддержать в период разлуки: как детям помогают семьи кризисного размещения

Светлане 47 лет. У нее пятеро детей — один кровный и четверо приемных. В марте этого года в ее семью пришли еще трое детей на временное размещение в рамках проекта «Семьи кризисного размещения» от «Арифметики добра». По задумке проекта, дети, временно оставшиеся без родителя, могут до шести месяцев пожить в другой семье, а не в учреждении, пока родитель восстанавливает своё здоровье. О том, почему Светлана стала участницей проекта «Семьи кризисного размещения» и как впервые временно приняла ребёнка, читайте в материале. 

«Я думала, подростки очень сложные»

Десять лет назад Светлана и Владимир стали приемными родителями. Кровному сыну тогда исполнилось 14 лет, а супругам хотелось дочку: 

— Мы подумали, если у нас есть ресурс, почему бы не дать возможность жить в семье ребенку, который уже родился и остался без родителей? — говорит Светлана. — У нас не было никаких сомнений, мы с мужем понимали — все будет хорошо, а приемное родительство — это точно наш путь. 

Пара прошла школу приемных родителей, после которой познакомились со своей приемной дочкой — восьмимесячной Лизой. Оказалось, что у Лизы есть двухлетний кровный брат Даня. Так у Светланы и Владимира появилось сразу два малыша. 

Светлана после появления Лизы и Дани стала изучать больше информации на тему сиротства. 

— Когда ты в эту тему вникаешь, наверное, уже не можешь жить по-другому. Даже твой круг общения формируется немножко в другую сторону: среди знакомых появляются другие приемные родители, психологи, которые разбираются в этой теме. 

Через четыре года, когда Лиза и Даня пошли в сад, супруги стали родителями Василины.

Светлана к этому времени уже работала в благотворительности и сама много ездила волонтером в детские учреждения к подросткам. Там она познакомилась с тринадцатилетней Дашей. По словам Светланы, они быстро нашли общий язык и женщина пригласила ее к себе на гостевой режим. Когда девочке исполнилось 14 лет, супруги взяли ее под опеку. 

— Когда я начинала путь приемного родителя, я была готова ко всему, кроме подростков, — вспоминает Светлана. — Я думала, что подростки очень сложные и у меня не получится с ними справиться. Как же я ошибалась. Даша полностью изменила наши взгляды. У нее была сильная мотивация к учебе, и мы подумали, что можем ей в этом помочь — сейчас она учится в гимназии и планирует поступать в медицинский вуз. Даша, конечно, стала для нас родной. Глядя на нее, у нас появляются силы и мотивация двигаться дальше в отношении подростков. Мы для себя не закрываем эту историю.

Однако приезжая в детские учреждения, Светлана не понимала, как еще может помочь детям, которые живут не в семье:

Мне хотелось как-то повлиять на всю ситуацию, связанную с сиротством, но я понимала, что этот стандартный путь, когда ты привозишь детям подарки, мне не подходит, я могу пользу принести, но как именно — не понимала. Стать же приемной мамой для всех физически невозможно.

2025-01-14 13.08.47.jpg

«Избежать учреждения — это важно»

Светлана услышала от других родителей о проекте «Семьи кризисного размещения» фонда «Арифметика добра». 

— Я много хороших отзывов слышала об «Арифметике добра» от других приемных родителей, но сама с фондом тогда ещё не взаимодействовала, — рассказывает Светлана. — Когда услышала о проекте «Семьи кризисного размещения», заинтересовалась, но у меня были сомнения. На обучение мы записались — было интересно узнать о нюансах проекта. 

Проект «Семьи кризисного размещения» помогает детям избежать попадания в учреждение. Иногда родитель временно не может заботиться о своем ребенке. Например, человеку нужно пройти лечение. Тогда он или семейный центр, где семья стоит на сопровождении, может обратиться в фонд, чтобы специалисты «Арифметики добра» нашли ребенку семью, которая позаботится о нем, пока взрослый проходит стационарное лечение. 

Семьи, которые принимают детей, предварительно проходят обучение, где психологи рассказывают о специфике общения и взаимодействия с детьми, которые пришли в семью временно. Задача взрослых в этом проекте — не заменить ребенку родителя, а поддержать в период разлуки с ним.

После занятий Светлана и Владимир обсуждали полученную на тренингах информацию и приходили к выводу, что хотят в дальнейшем участвовать в проекте. 

В процессе обучения я все чаще думала, что этот проект нам подходит. Мы можем помогать детям избежать учреждения — это важно. И нашим детям тоже интересно в этом участвовать.

Недавно моя дочка — она учится в пятом классе — писала сочинение на тему «Семейные ценности». И для меня удивительно было от нее услышать, что семейные ценности для нее — это всей семьей делать что-то полезное для мира. 

После прохождения обучения Светлане и Владимиру предложили разместить у себя троих детей из одной семьи, и супруги согласились.

Светлана рассказывает, что главное, чем отличается кризисное размещение — родители не могут заранее к нему подготовиться. Бывают ситуации, когда взрослому нужна срочная госпитализация, поэтому для детей нужно быстро найти временную семью — специалисты фонда ищут семьи, исходя из разных критериев. Например, отдают предпочтение тем, кто территориально находится рядом с местом, где живут дети. Так получится посещать родную школу или детский сад на время кризисного размещения, что позволяет сохранить часть привычного окружения ребенка, а потому и снизить стресс от перемен.

2025-01-14 13.09.13.jpg

«С легким сердцем детей отпустила»

В марте 2024 года Светлана приехала домой с Мишей, Наташей и Костей.

Их мама проходила стационарный курс реабилитации, а других родственников, кто мог бы присмотреть за детьми, не было.  

Первые две недели у Светланы ушли на то, чтобы включить детей в распорядок дня и организовать жизнь на новом месте. Больше всего Светлана боялась, что гости не найдут общий язык с детьми, постоянно проживающими в семье. Получилось, что дети просто разбились по возрастным парочкам — Костя (12 лет) с Даней (13 лет), Наташа (10 лет) с Лизой (10 лет), а Миша (9 лет) с Василиной (7 лет).

Своим детям Светлана и Владимир объяснили смысл программы так: есть дети, которые оказались в сложной ситуации и им нужно помочь прожить этот период. На вопрос: «Как мы можем помочь», Светлана ответила: 

Нужно быть гостеприимными хозяевами. Они — наши гости.

У мальчиков — оба в подростковом возрасте — первое время были конфликты. Изначально сотрудники опеки описали Светлане Костю как ребенка с агрессивным поведением. В школе он дрался, посещал три урока, а потом его отпускали домой — больше занятий выдержать мальчик, по словам учителей, был не в состоянии. 

— Косте мы разрешили первые дни отдохнуть от школы, потому что важно было, чтобы у него не было излишнего стресса. Мы придумали ему такой мягкий режим. Тут главное расставить приоритеты и не включаться во все сразу, делать постепенно, иначе можно разрушить себя. 

Наблюдая за общением сына и Кости, Светлана поняла, что Костя просто не умеет разрешать конфликты. Вместе с детьми они решили сыграть в игру — моделировали конфликтные ситуации и каждый рассказывал, как бы он поступил. 

— Костя на самом деле адекватный и очень нежный мальчик. К сожалению, у него был привычный ему способ поведения в конфликтных ситуациях — драться, плеваться, материться. И из-за этого его воспринимали как ребенка с нарушениями. Мы ему показали, что можно общаться иначе. И если будет какая-то неразрешимая ситуация, он всегда может нам рассказать, мы ему поможем.

Через месяц Костя стал посещать все уроки, классная руководительница начала звать его на внеклассные викторины, а жалобы на его поведение прекратились. Такой перемене удивились не только школьные учителя, но и сотрудники опеки — они звонили Светлане и спрашивали, как у нее это получилось.

Светлана рассказывает, что во многом справиться ей помогали специалисты «Арифметики добра». Согласно условиям программы, семью, принимающую детей на размещение, курируют сотрудники фонда. 

— Мы постоянно созванивались со специалистами проекта, обсуждали проблемы, которые возникали, просто разговаривали о состоянии — своем и детей. До начала проекта я не обращалась к психологам, только детские работали с моими детьми. А во время размещения я поняла, что это нужно делать и родителям. Дети, которые приходят в семью, могут рассказывать разные ситуации, которые с ними происходили, в том числе и негативные. Мы, взрослые, реагируем на это, поддерживаем детей. Но важно не оставлять это все в себе — может не хватить ресурса на детей. И психолог как раз помогает справиться, перевернуть страницу и жить дальше.

Иногда дети спрашивали у Светланы, что случится, если у мамы не получится выздороветь. Женщина отвечала им честно — тогда фонд будет искать вам новую семью. 

— Я считаю важным, чтобы дети знали правду — почему они оказались в другой семье, как долго они здесь будут, какие у них обязанности и что будет потом. При этом я старалась им говорить о том, что их мама делает очень многое для того, чтобы вернуться к ним. Ведь не все родители выбирают реабилитацию ради своих детей, а их мама молодец — решила лечиться, чтобы вернуться к детям. 

К сентябрю 2024 года женщина прошла курс реабилитации и вернулась к детям. Через социальные сети ребята продолжают общаться с детьми Светланы. Сама Светлана увиделась с матерью детей, когда привезла их ей в семейный центр после завершения кризисного размещения:

Когда я пообщалась с мамой ребятишек, поняла, что она действительно выздоровела, дети стали ее главной мотивацией начать другую жизнь.

Я боялась, что у нее не получится, но мои страхи не оправдались. Можно сказать, что я с легким сердцем детей отпустила. 


Иногда родители не могут заботиться о своих детях, например, если нуждаются в госпитализации. Тогда дети попадают в учреждение, где рядом нет постоянного взрослого и поддержки. Это усугубляет разрушающее действие травмы разлучения. Проект «Семьи кризисного размещения» — альтернатива учреждению в таких случаях. Пожалуйста, поддержите проект благотворительным пожертвованием, чтобы как можно больше детей смогли оказаться в семьях кризисного размещения, а не в государственных учреждениях. Собранные средства пойдут на оплату подготовки приёмных родителей, работу куратора и психолога во время проживания в семье детей.




Выберите способ перевода

Последние публикации

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору