26 декабря 2024
Поддержать в период разлуки: как детям помогают семьи кризисного размещения

Светлане 47 лет. У нее пятеро детей — один кровный и четверо приемных. В марте этого года в ее семью пришли еще трое детей на временное размещение в рамках проекта «Семьи кризисного размещения» от «Арифметики добра». По задумке проекта, дети, временно оставшиеся без родителя, могут до шести месяцев пожить в другой семье, а не в учреждении, пока родитель восстанавливает своё здоровье. О том, почему Светлана стала участницей проекта «Семьи кризисного размещения» и как впервые временно приняла ребёнка, читайте в материале.
«Я думала, подростки очень сложные»
Десять лет назад Светлана и Владимир стали приемными родителями. Кровному сыну тогда исполнилось 14 лет, а супругам хотелось дочку:
— Мы подумали, если у нас есть ресурс, почему бы не дать возможность жить в семье ребенку, который уже родился и остался без родителей? — говорит Светлана. — У нас не было никаких сомнений, мы с мужем понимали — все будет хорошо, а приемное родительство — это точно наш путь.
Пара прошла школу приемных родителей, после которой познакомились со своей приемной дочкой — восьмимесячной Лизой. Оказалось, что у Лизы есть двухлетний кровный брат Даня. Так у Светланы и Владимира появилось сразу два малыша.
Светлана после появления Лизы и Дани стала изучать больше информации на тему сиротства.
— Когда ты в эту тему вникаешь, наверное, уже не можешь жить по-другому. Даже твой круг общения формируется немножко в другую сторону: среди знакомых появляются другие приемные родители, психологи, которые разбираются в этой теме.
Через четыре года, когда Лиза и Даня пошли в сад, супруги стали родителями Василины.
Светлана к этому времени уже работала в благотворительности и сама много ездила волонтером в детские учреждения к подросткам. Там она познакомилась с тринадцатилетней Дашей. По словам Светланы, они быстро нашли общий язык и женщина пригласила ее к себе на гостевой режим. Когда девочке исполнилось 14 лет, супруги взяли ее под опеку.
— Когда я начинала путь приемного родителя, я была готова ко всему, кроме подростков, — вспоминает Светлана. — Я думала, что подростки очень сложные и у меня не получится с ними справиться. Как же я ошибалась. Даша полностью изменила наши взгляды. У нее была сильная мотивация к учебе, и мы подумали, что можем ей в этом помочь — сейчас она учится в гимназии и планирует поступать в медицинский вуз. Даша, конечно, стала для нас родной. Глядя на нее, у нас появляются силы и мотивация двигаться дальше в отношении подростков. Мы для себя не закрываем эту историю.
Однако приезжая в детские учреждения, Светлана не понимала, как еще может помочь детям, которые живут не в семье:
Мне хотелось как-то повлиять на всю ситуацию, связанную с сиротством, но я понимала, что этот стандартный путь, когда ты привозишь детям подарки, мне не подходит, я могу пользу принести, но как именно — не понимала. Стать же приемной мамой для всех физически невозможно.

«Избежать учреждения — это важно»
Светлана услышала от других родителей о проекте «Семьи кризисного размещения» фонда «Арифметика добра».
— Я много хороших отзывов слышала об «Арифметике добра» от других приемных родителей, но сама с фондом тогда ещё не взаимодействовала, — рассказывает Светлана. — Когда услышала о проекте «Семьи кризисного размещения», заинтересовалась, но у меня были сомнения. На обучение мы записались — было интересно узнать о нюансах проекта.
Проект «Семьи кризисного размещения» помогает детям избежать попадания в учреждение. Иногда родитель временно не может заботиться о своем ребенке. Например, человеку нужно пройти лечение. Тогда он или семейный центр, где семья стоит на сопровождении, может обратиться в фонд, чтобы специалисты «Арифметики добра» нашли ребенку семью, которая позаботится о нем, пока взрослый проходит стационарное лечение.
Семьи, которые принимают детей, предварительно проходят обучение, где психологи рассказывают о специфике общения и взаимодействия с детьми, которые пришли в семью временно. Задача взрослых в этом проекте — не заменить ребенку родителя, а поддержать в период разлуки с ним.
После занятий Светлана и Владимир обсуждали полученную на тренингах информацию и приходили к выводу, что хотят в дальнейшем участвовать в проекте.
В процессе обучения я все чаще думала, что этот проект нам подходит. Мы можем помогать детям избежать учреждения — это важно. И нашим детям тоже интересно в этом участвовать.
Недавно моя дочка — она учится в пятом классе — писала сочинение на тему «Семейные ценности». И для меня удивительно было от нее услышать, что семейные ценности для нее — это всей семьей делать что-то полезное для мира.
После прохождения обучения Светлане и Владимиру предложили разместить у себя троих детей из одной семьи, и супруги согласились.
Светлана рассказывает, что главное, чем отличается кризисное размещение — родители не могут заранее к нему подготовиться. Бывают ситуации, когда взрослому нужна срочная госпитализация, поэтому для детей нужно быстро найти временную семью — специалисты фонда ищут семьи, исходя из разных критериев. Например, отдают предпочтение тем, кто территориально находится рядом с местом, где живут дети. Так получится посещать родную школу или детский сад на время кризисного размещения, что позволяет сохранить часть привычного окружения ребенка, а потому и снизить стресс от перемен.

«С легким сердцем детей отпустила»
В марте 2024 года Светлана приехала домой с Мишей, Наташей и Костей.
Их мама проходила стационарный курс реабилитации, а других родственников, кто мог бы присмотреть за детьми, не было.
Первые две недели у Светланы ушли на то, чтобы включить детей в распорядок дня и организовать жизнь на новом месте. Больше всего Светлана боялась, что гости не найдут общий язык с детьми, постоянно проживающими в семье. Получилось, что дети просто разбились по возрастным парочкам — Костя (12 лет) с Даней (13 лет), Наташа (10 лет) с Лизой (10 лет), а Миша (9 лет) с Василиной (7 лет).
Своим детям Светлана и Владимир объяснили смысл программы так: есть дети, которые оказались в сложной ситуации и им нужно помочь прожить этот период. На вопрос: «Как мы можем помочь», Светлана ответила:
Нужно быть гостеприимными хозяевами. Они — наши гости.
У мальчиков — оба в подростковом возрасте — первое время были конфликты. Изначально сотрудники опеки описали Светлане Костю как ребенка с агрессивным поведением. В школе он дрался, посещал три урока, а потом его отпускали домой — больше занятий выдержать мальчик, по словам учителей, был не в состоянии.
— Косте мы разрешили первые дни отдохнуть от школы, потому что важно было, чтобы у него не было излишнего стресса. Мы придумали ему такой мягкий режим. Тут главное расставить приоритеты и не включаться во все сразу, делать постепенно, иначе можно разрушить себя.
Наблюдая за общением сына и Кости, Светлана поняла, что Костя просто не умеет разрешать конфликты. Вместе с детьми они решили сыграть в игру — моделировали конфликтные ситуации и каждый рассказывал, как бы он поступил.
— Костя на самом деле адекватный и очень нежный мальчик. К сожалению, у него был привычный ему способ поведения в конфликтных ситуациях — драться, плеваться, материться. И из-за этого его воспринимали как ребенка с нарушениями. Мы ему показали, что можно общаться иначе. И если будет какая-то неразрешимая ситуация, он всегда может нам рассказать, мы ему поможем.
Через месяц Костя стал посещать все уроки, классная руководительница начала звать его на внеклассные викторины, а жалобы на его поведение прекратились. Такой перемене удивились не только школьные учителя, но и сотрудники опеки — они звонили Светлане и спрашивали, как у нее это получилось.
Светлана рассказывает, что во многом справиться ей помогали специалисты «Арифметики добра». Согласно условиям программы, семью, принимающую детей на размещение, курируют сотрудники фонда.
— Мы постоянно созванивались со специалистами проекта, обсуждали проблемы, которые возникали, просто разговаривали о состоянии — своем и детей. До начала проекта я не обращалась к психологам, только детские работали с моими детьми. А во время размещения я поняла, что это нужно делать и родителям. Дети, которые приходят в семью, могут рассказывать разные ситуации, которые с ними происходили, в том числе и негативные. Мы, взрослые, реагируем на это, поддерживаем детей. Но важно не оставлять это все в себе — может не хватить ресурса на детей. И психолог как раз помогает справиться, перевернуть страницу и жить дальше.
Иногда дети спрашивали у Светланы, что случится, если у мамы не получится выздороветь. Женщина отвечала им честно — тогда фонд будет искать вам новую семью.
— Я считаю важным, чтобы дети знали правду — почему они оказались в другой семье, как долго они здесь будут, какие у них обязанности и что будет потом. При этом я старалась им говорить о том, что их мама делает очень многое для того, чтобы вернуться к ним. Ведь не все родители выбирают реабилитацию ради своих детей, а их мама молодец — решила лечиться, чтобы вернуться к детям.
К сентябрю 2024 года женщина прошла курс реабилитации и вернулась к детям. Через социальные сети ребята продолжают общаться с детьми Светланы. Сама Светлана увиделась с матерью детей, когда привезла их ей в семейный центр после завершения кризисного размещения:
Когда я пообщалась с мамой ребятишек, поняла, что она действительно выздоровела, дети стали ее главной мотивацией начать другую жизнь.
Я боялась, что у нее не получится, но мои страхи не оправдались. Можно сказать, что я с легким сердцем детей отпустила.
Иногда родители не могут заботиться о своих детях, например, если нуждаются в госпитализации. Тогда дети попадают в учреждение, где рядом нет постоянного взрослого и поддержки. Это усугубляет разрушающее действие травмы разлучения. Проект «Семьи кризисного размещения» — альтернатива учреждению в таких случаях. Пожалуйста, поддержите проект благотворительным пожертвованием, чтобы как можно больше детей смогли оказаться в семьях кризисного размещения, а не в государственных учреждениях. Собранные средства пойдут на оплату подготовки приёмных родителей, работу куратора и психолога во время проживания в семье детей.
Помогаем приемной семье
Поддерживая программы фонда благотворительным пожертвованием, вы помогаете системно решать проблему сиротства.
Помочь детям-сиротам может каждый. Благотворительное пожертвование — значимый вклад в благополучие детей
Ежемесячно
Разово
Выберите ежемесячную или разовую помощь
500 ₽
500 рублей - это участие приемного ребенка в тренинге по адаптации
1 500 ₽
1500 рублей — это консультация логопеда-нейропсихолога для приемного ребенка
2 000 ₽
2000 рублей — это консультация психолога для приемной семьи
Минимальная сумма 30 руб.
Выберите способ перевода
Будьте в курсе
Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях