13 февраля 2023
Автор: София Горовая

«Я прихожу, потому что ты меня ждешь»


Борис Вайдерман — куратор наставнических пар фонда «Арифметика добра». Вместе с командой программы «Наставники» он подбирает волонтёрам подопечных среди ребят из детских домов и поддерживает пару наставник-подросток на протяжении всего их общения. К куратору наставники обращаются за советом, с ним делятся радостями и переживаниями — и он всегда на связи для них, чтобы помочь и выслушать. Борис рассказал, какой путь он проходит с каждым из волонтеров, и поделился, почему программа наставничества делает счастливыми всех включенных в нее.

«По образованию я психолог и активно занимаюсь научной деятельностью. Один из интересующих меня вопросов — это благополучие: я долгое время исследовал его субъективный уровень у разных людей, изучал, от чего он зависит.  Но однажды я понял, что исследую в целом благополучных людей, а есть ведь другие — те, у кого меньше поддержки, социальных контактов. Я захотел влиться в эту сферу, начать помогать таким людям.

Меня гложила несправедливость — почему у нас, людей, выросших в семьях, есть поддержка, забота, а у детей из детских домов — нет. Я хотел исправить это, сделать так, чтобы эти ребята ничем не отличались от всех остальных, чтобы у них тоже был человек, к которому они в любую минуту могут обратиться. И я оказался в фонде “Арифметика добра”. Кураторством занимаюсь уже почти год, и главная цель моей работы — сделать как можно больше детей и волонтеров счастливыми.

Готовимся стать наставниками

Есть много интерпретаций того, что такое “наставничество”. Часто предполагают, что наставник — это взрослый человек, который может поделиться с подростком опытом, дать ему совет. Но, на мой взгляд, это не особо раскрывает понятие наставничества. Я бы дал такое определение: наставник — это в первую очередь друг, старший товарищ, на которого ребенок может положиться. 


Между ними не деловые отношения — “я пришел, чтобы тебя научить”, а именно дружеские — “я прихожу, потому что ты меня ждешь и потому что я сам жду нашей встречи”. 


Наставник дает ребенку общение, поддержку — это главное. Ведь в учреждениях детям не хватает того, кто мог бы выслушать, уделить достаточно внимания.

Конечно, у наставника есть и важная задача — развить у подростка социальные навыки. Всю жизнь эти ребята живут в детском доме и не представляют, что происходит за его стенами. Чтобы адаптировать к жизни после выпуска из учреждения, ему необходим значимый взрослый. Этот человек будет ему помогать, подсказывать, как и что надо делать: рассчитывать бюджет, обустраивать быт, следить за собой, искать работу. С поддержкой наставника выпускники детских домов могут встать на ноги и не потеряться в огромном незнакомом мире.

Чтобы быть хорошим наставником и помогать ребенку во всем этом, волонтер должен быть хорошо подготовлен. В “Арифметике добра” желающие стать наставниками учатся два-три месяца. В нашей программе подготовки несколько блоков: теория, видеолекции, практические задания и тренинги. Волонтеры глубоко погружаются в тему, изучают психологию ребенка-сироты, узнают, что представляет из себя жизнь в учреждении, учатся общаться с детьми. 

Все кандидаты в обязательном порядке консультируются у психолога. Если эта консультация проходит хорошо, кандидаты приступают к практическим занятиям. Мы смотрим, как кандидаты в наставники справляются с домашними заданиями и ситуациями, выход из которых мы предлагаем им найти на тренингах. Если человек прошел курс до конца, и по его результатам мы понимаем, что он искренне хочет помочь ребенку и готов не только весело проводить время, но и справляться с трудностями, учить подростка чему-то полезному — он становится одним из наших наставников.

Знакомимся и узнаем друг друга

То, что происходит дальше — процесс многоуровневый. Мы заранее ищем подходящих друг другу людей: команда программы вместе с куратором устраивает консилиум, обсуждаем, какой человек подходит для какого ребенка — сколько лет, какие хобби, интересы, какой характер. Затем наставник пишет письмо ребенку, в котором рассказывает о себе. Если ребенок, прочитав его, говорит, что хочет познакомиться с наставником, то они встречаются. 

Самый ответственный момент — это знакомство с ребенком. Наша задача — подготовить наставника к этой встрече, рассказать об особенностях ребенка, подсказать, о чем с ним можно поговорить, на что лучше сделать акцент. От первой встречи зависит многое: здесь работает так называемый эффект первичности — как ты себя сначала покажешь, так тебя потом и будут воспринимать. Мы всегда советуем волонтеру быть собой, стараться показать ребенку свое дружелюбие, улыбаться ему. 

2023-02-13 13.32.21.jpg

Мы, со своей стороны, тоже делаем все, чтобы создать доброжелательную, позитивную атмосферу. В начале куратор и психолог сопровождают наставника и ребенка — мы все встречаемся в уютной комнате в детском доме, представляем взрослого и подростка друг другу, наливаем всем чай, беседуем. А потом оставляем наставническую пару один на один минут на 20-30, даем им время пообщаться. Если во время первой встречи возникает непонимание и людям неуютно друг с другом, они могут сообщить нам об этом, и никто, конечно, насильно не заставит их продолжать общение. Но такого пока в нашей практике не было. На данный момент в 100% случаев после первой встречи волонтер и ребенок находят общий язык. 

Сложности обычно возникают, если волонтер пришел в проект с неправильно поставленной целью: он хочет не помочь ребенку, а поднять свою самооценку, почувствовать себя нужным. Такое сразу чувствуется и может проявляться в пренебрежении к ребенку, отстраненности, нежелании решать проблемы. В этом случае мы связываемся с волонтером и обсуждаем эту проблему. Например, говорим: ребенок чувствует, что вы не уделяете ему достаточно внимания, давайте подумаем, почему так получается? Мы стремимся не обвинить волонтера, а помочь ему, направить его. Если ничего из этого не помогает и волонтер не хочет меняться, мы предлагаем закончить общение с ребенком.

Иногда наставники сами по тем или иным причинам отказываются от дальнейшего участия в программе. Мы принимаем любой исход событий и решение волонтера. 


Ведь наставник — не супергерой. Это обычный человек со своими проблемами и сложностями, и мы не можем требовать и ожидать от него чего-то сверхъестественного.


Мы — друзья

После первой встречи ребенок и наставник общаются напрямую и без нашего участия. Сначала они встречаются на территории детского дома, а потом — решают, где могут увидеться за его пределами. Вместе наставник и подросток ходят в кино, театры, кафе, парки — куда захотят. Моя задача здесь — поддерживать пару, быть ответственным за нее и помогать ей в разрешении сложных ситуаций. Я остаюсь на связи с наставником и регулярно узнаю, как у него дела. У ребенка тоже есть мой контакт и при желании он всегда может написать мне. 

В каждом случае общение наставника и ребенка — это уникальное взаимодействие двух людей. Но всегда это множество позитивных моментов, совместных преодолений и побед. Наставники часто присылают мне голосовые сообщения на пять-десять минут, в которых с восторгом рассказывают, как и чем они занимались. 


Я слышу и чувствую море положительных эмоций, кажется, что каждая их встреча наполнена радостью, теплом.


И нет пары, в которой не было бы прогресса. Наставник учит ребенка простым, но важным вещам, и ребенок становится намного самостоятельнее. Например, одна наставница решила вместе со своей подопечной, 14-летней девочкой, сделать борщ. Они вместе ходили в магазин, искали все необходимые ингредиенты, а потом готовили. Мне кажется, это классно, когда у ребенка есть возможность заняться с наставником чем-то полезным, что в детском доме невозможно. Таким образом ребята приобретают нужный для жизни навык, и после выпуска им будет легче. Теперь эта девочка готовит в учреждении, всегда предлагает свою кулинарную помощь воспитателям. Помню, они мне сказали: “Как у вас так хорошо получается выбирать наставников для наших ребят? Они такие самостоятельные теперь”. Это было очень приятно слышать.

А самое радостное — это видеть, как ребенок открывается, меняется в лучшую сторону после общения с наставником. Например, в нашей программе есть пара — наставница и 15-летняя девочка с ОВЗ. Раньше она была закрытой, грубой с другими людьми, вела себя деструктивно, создавала проблемы внутри коллектива. А после того, как в ее жизни появился наставник, девочка начала меняться. Волонтер объясняла ей правила этикета, говорила, что надо здороваться, прощаться с другими людьми, благодарить их. Учила ее манерам, объясняла, что нельзя выкрикивать, перебивать. Сейчас девочка ладит с другими людьми, легко идет на контакт, ведет активный образ жизни, занимается в разных кружках — ее действительно сложно узнать. До общения с наставником и сейчас — это два разных человека.


Важно, что наставничество — это не столько про совершенствование навыков, бытовых или коммуникационных, но и про дружбу и душевную близость. 


С наставниками дети получают важный опыт такого взаимодействия, волонтеры действительно становятся значимыми взрослыми для них. Это трогательно и очень ценно — с каким трепетом дети относятся к наставникам. 

Недавно был такой случай: мальчика 14 лет забрали в семью, а через две недели вернули обратно в детский дом (такое редко, но все же случается). Казалось бы, это очень травмирующее для ребенка событие, после которого он может вообще не захотеть ни с кем общаться. Но наставник, который оказался рядом с подростком в этот момент, помог ему справиться с этой ситуацией. Он, как и раньше, приходил на помощь, давал советы, поддерживал, когда трудно. И будто ничего особого и не произошло — ребенок вернулся туда, где его ждал другой человек.

Почему это важно

Благодаря нашей работе дети становятся самостоятельными, уверенными, счастливыми — это очень радует. Помню, когда впервые как куратор пришел в детский дом, это место показалось мне очень депрессивным: все серое, никто не улыбается. А потом в жизни детей появились наставники, и теперь интернат производит совсем другое впечатление. 

2023-02-13 13.29.36.jpg


Недавно я пришел, когда ребята обедали. Увидев меня, все бросили и кинулись ко мне с криками “ура, Боря приехал!”


Стали наперебой рассказывать, как у них дела, спрашивать, нашел ли я нового наставника кому-нибудь. Многое изменилось в комнатах ребят: теперь там фотографии, разные поделки, рисунки — это подростки делают вместе с наставниками. А сами ребята все время в телефонах — переписываются с наставниками, звонят им, договариваются о встрече. Теперь кажется, что дети все время улыбаются. 

Иногда люди сомневаются, становиться ли им наставниками. Думают: у меня не хватит времени, боюсь, что отношения не сложатся, с подростками трудно. Я уверен, что если вы действительно хотите помочь ребятам из детского дома, то надо пробовать. Ведь всегда лучше попытаться, чем потом жалеть, что вообще ничего не предпринял. И все вовсе не так страшно. Кураторы и психологи “Арифметики добра” поддерживают волонтеров на всех этапах. Мы проводим мероприятия для наставников и детей, консультируем онлайн или лично, при необходимости присоединяемся к встречам, помогаем преодолеть те или иные сложности в общении. Мы делаем все, чтобы у волонтера не пропала мотивация, потому что верим: наставничество — это действительно нужная помощь сиротам.

В нашей программе я делаю открытия каждый день. Самое интересное для меня — это знакомиться с новыми людьми, наставниками и сводить их с детьми. Присоединяйтесь к программе, если считаете, что вам есть чем поделиться и вы действительно хотите это сделать. Самое главное — это искренние намерения. Без них не будет результата, пользы, радости. А если они есть — все обязательно получится, и еще один выросший без родителей ребенок станет счастливее».


Поддержите программу «Наставники» благотворительным пожертвованием, чтобы она продолжила свою работу и еще больше детей нашли своего друга — наставника.



Выберите способ перевода

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору