2 января 2023
Автор: София Горовая

Юля, рожденная быть в семье


Вероника Мацора пишет про свою приемную дочь с особой теплотой, рассказывает — с нескрываемой любовью и трепетом. Называет Юляшкой или солнышком, а вспоминая самые счастливые совместные моменты, не может сдержать слез. Веронике и ее четверым кровным детям кажется, что Юля всегда была частью их семьи. Но что предшествовало этому и что помогло семье найти гармонию и взаимопонимание?

«Я с детства мечтала взять ребенка из детского дома. У меня удивительные родители: они всегда помогали другим людям, не могли пройти мимо чужого несчастья. Например, стоит бабушка перед витриной магазина и не может себе позволить что-то — моя мама всегда купит это и подарит ей. Помню, мне было лет 15-16, когда в одной из республик СССР случилось землетрясение — погибло много людей, и некоторые дети остались сиротами. И мой папа, такой молчун, настоящий и, казалось бы, безэмоциональный, суровый мужчина сказал маме: 


“Давай усыновим одного из этих детей”. И вот эти слова, этот порыв закрепились во мне. 


У родителей тогда не получилось усыновить ребенка, но я помнила это папино намерение и решила, что мне надо воплотить его в жизнь.

Долгое время это сделать не получалось: у меня четверо кровных детей, и я была занята их воспитанием. Но все лелеяла эту мечту — окутать любовью ребенка, который оказался в трудной жизненной ситуации. И в 46 лет, когда я стала осознавать, что мои дети уже вырастают и скоро улетят из семейного гнездышка, я задумалась о приемном родительстве. У меня уже есть опыт воспитания детей и теперь есть ресурс — время и силы, чтобы заниматься с приемным ребенком. И в 2018 году я пошла в Школу приемных родителей (ШПР). После ее окончании точно решила брать ребенка. Обсудила это с кровными детьми, согласовала с двумя младшими, которые еще жили со мной, а еще пошла за благословением к священнику. Батюшка поддержал мое решение и сказал важные слова, которые мне особенно запомнились: «Дождись своего ребенка». 

2022-12-30 18.14.22.jpg

Я ждала полтора года. И наконец органы опеки позвали меня знакомиться с материалами двух девочек. Я вспомнила слова батюшки и стала думать: как понять, кто из них мой ребенок? Ждала, что что-то откликнется, что-то подскажет мне, как быть. Я поехала в детский дом знакомиться с детьми, и вдруг директор учреждения спросил, показали ли мне видео с ними. Это было незадолго до Нового года, и всех детей просили сказать на камеру, какой подарок они мечтают получить на праздник. Потом эти ролики отправляли спонсорам, и они покупали все загаданное детьми. 

Это видео и стало решающим для нас с Юлей. Мне показали запись, где 14-летняя девочка говорила: 


“Самая моя большая мечта — встретить Новый год в кругу семьи”. 


Именно тогда я поняла — это мой ребенок, и я очень хочу исполнить ее мечту. До сих пор, когда вспоминаю этот трогательный и важный момент, начинаю плакать. 

Помню, 5 ноября мы впервые встретились с Юляшкой, нам дали возможность побеседовать, а потом на выходные она поехала к нам в гости с ночевкой. Мы договорились, что решение остается за Юлей. В понедельник утром она мне написала, что приняла решение жить в нашей семье, и вскоре я оформила опеку. С тех пор мы отмечаем 5 ноября как второй день рождения дочки. 

Первое время был непростой период адаптации друг к другу. Я изначально полагалась на то, что у меня есть опыт воспитания кровных детей плюс знания из ШПР — и этого, я думала, будет достаточно. Но вскоре стала понимать, что мне чего-то не хватает, нужна какая-то “подпитка”. От органов опеки я узнала про ресурсную группу “На равных” и решила присоединиться к ней. Каждую пятницу мы с другими приемными родителями стали встречаться онлайн и обсуждать происходящее в наших семьях. Завели и общий чат, в котором делились удачами и неудачами, консультировали друг друга. 

2022-12-30 18.15.03.jpg

Группа “На равных” стала вторым в моей жизни после ШПР местом обучения приемному родительству. Я могу назвать нашу группу именно так, потому что друг у друга мы учимся. Задаем вопросы юридического, психологического и медицинского характера, отвечаем на них, делимся опытом. Я была удивлена, насколько разные ситуации бывают, и теперь многое знаю. Мы также повторяем на встречах теорию из ШПР, при необходимости ведущие устраивают нам индивидуальные консультации, на которых обсуждаем какие-то возникшие проблемы. Важно, что наши модераторы — это опытные приемные родители. Я уверена, что эффективность группы от этого возрастает — важно получать советы от тех, кто прошел через то же самое, что и ты.  

В ШПР нас учили: должно быть что-то, что для тебя будет ресурсом, куда можешь обратиться за помощью и советом. Группа «На равных» и есть такой ресурс: это клуб единомышленников, где за тебя порадуются, тебя поддержат. 

Основное правило наших встреч — никакой критики, и все действительно настроены выслушать, понять, такая атмосфера безопасности очень ценна. В группе ты можешь задать волнующий тебя вопрос и получить ответ, можешь выговориться и выплакаться, если кажется, что ты в безвыходной ситуации. Можешь услышать, что и у других такие же сложности, как у тебя, и узнать, как они справляются с этим. И узнать, что все находят выход, и он на самом деле есть, даже когда кажется, что это не так. 

В нашем случае ресурсная группа была просто находкой: мне всегда хотелось, чтобы между мной и дочкой был посредник, которому мы обе доверяли бы и через которого могли бы договариваться. И группа стала именно таким проводником. На встречах мы обсуждаем происходящее в наших семьях, и, когда я хотела рассказать что-то о нас, я всегда спрашивала Юляшку, чем она готова поделиться. 

Группа дала нам возможность обсудить какие-то моменты, помогла наладить взаимопонимание. А еще у нас в группе было правило: каждую пятницу мы рассказывали друг другу, чего достигли за неделю. И я также спрашивала у Юли, чем из ее успехов могу поделиться. Потом Юля слышала мои рассказы другим родителям, и это стало для дочки поддержкой, помогло ей поднять самооценку — она осознавала свои “точки роста” и то, как я это ценю.


А еще, общаясь с другими родителями я поняла: наши дети нам обо всем говорят — просто иногда громко кричат, а иногда оглушительно молчат. 


2022-12-30 18.16.03.jpg

Часто мы просто не умеем слышать и слушать, и надо учиться этому. Я также осознала, как важно акцентировать внимание на хорошем. Мы обычно ругаем наших детей за плохое и совсем не замечаем их успехов. А ведь именно обращая внимание на них и поощряя, хваля ребенка, мы задаем ему вектор развития, мотивируем и вдохновляем. И сейчас в нашей семье много традиций, и они очень интересные. Например, устраивать маленькие праздники и отмечать все наши успехи. 

Могу сказать, что мы с Юляшкой, в том числе с помощью ресурсной группы, успешно пережили период адаптации и научились друг другу доверять. Теперь у нас нет секретов друг от друга (разве что я скрываю, что ей Дед Мороз на Новый год подарит). Я всегда считаюсь с мнением Юли, и ей приятно, что к ней относятся как к взрослой. Она и есть взрослая, поэтому все решения мы принимаем совместно. Например, не возражает ли дочка, что я дам это интервью и расскажу нашу историю, я тоже уточнила у нее. Я также спрашивала ее: 


«Солнышко, как ты хочешь: чтобы я тебя удочерила или взяла под опеку?» 


Была готова к обоим вариантам, но Юля выбрала второе, и я приняла ее решение. Хотя сейчас, если честно, все больше хочу удочерить мою девочку.

Уже три года мы живем с Юляшкой, она влилась в нашу семью и, кажется, всегда была в ней. Дочка говорит, что теперь она живет в настоящей семье. И я очень рада это слышать. Если бы я писала  книгу или снимала фильм о Юле, я бы точно назвала свое произведение «Рожденная быть в семье» — я уверена, что это про нее. У Юлечки тяжелая судьба, но три года назад ее новогоднее желание сбылось. И сейчас мы вместе, и смогли справиться со всеми сложностями».

Чтобы стать участником проекта «На равных», заполните форму для регистрации:

Ресурсная группа «На равных»


Выберите способ перевода

Будьте в курсе

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе всех событий
Также можете следить за нашими новостями в социальных сетях
Введите имя
Некорректный e-mail

убрать опору вернуть опору